МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального
округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курмышская средняя школа
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора от
24.02.2025г. № 15 О.Д.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушениями интеллекта
вариант 1
по предмету
«Труд (Технология)» профиль «Сельскохозяйственный труд»
(предметная область «Технология»)
для 5-9 классов
С. Курмыш
2025 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит
важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В
обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности,
выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства,
фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Труд (технология)" заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с нарушениями интеллекта старшего возраста в процессе формирования их
трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в 5 - 9 классах способствует получению обучающимися
первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в
процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов,
знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов,
склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет "Труд (технология)" должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к
людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка
обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту
жительства;
расширение знаний о материальной
преобразующей деятельности человека;
культуре
как
продукте
творческой
предметно-
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в
мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к
определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение
первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих
сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных
учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и
состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и
первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном,
производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой
деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации;
формирование коммуникативной
инициативности.
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности,
Коррекционные задачи направлены на:
коррекцию и развитие познавательных
воображения, мышления, речи);
психических
процессов
(восприятия,
памяти,
коррекцию и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
коррекцию и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирования практических
умений.
Воспитательные задачи:
выявление и поддержка детских инициатив и самостоятельности;
организация ранней профориентационной работы с обучающимися, расширение знаний о
современных профессиях;
развитие здоровьесберегающей предметно-пространственной и коммуникативной
образовательной организации и реализация ее воспитательных возможностей;
среды
организация работы с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями),
направленной на совместное решение проблем личностного развития обучающихся, их
будущего самоопределения;
воспитание у обучающихся положительного отношения к труду как к важнейшей жизненной
ценности, как основному способу достижения жизненного благополучия человека;
воспитание трудолюбия и уважения к людям труда, к культурным традициям;
воспитание социальной ценности трудового задания, умения согласованно и продуктивно
работать в группах, выполняя определенный этап работы;
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, ответственности),
навыков культурного поведения.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по профильному труду в V - IX классах определяет содержание и уровень
основных знаний и умений обучающихся по профилю "Сельскохозяйственный труд". Также в
содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков
трудового профильного обучения.
В рамках обучения по данному профилю обучающиеся последовательно знакомятся с
приемами и способами обработки земли, посадки и выращивания овощей, уборки и хранения
корнеплодов, узнают строение и свойства растений; правила охраны труда; овладевают
умениями и навыками использования по назначению сельскохозяйственных инструментов и
приспособлений, применять правила ухода за ними. В процессе обучения знакомятся с
технологией выращивания разных видов растений, овладевают умениями обработки почвы,
готовить семена к посеву, высеивать их, проводить уход, убирать урожай. На практических
занятиях овладевают общетрудовыми умениями на доступном уровне, необходимыми для
работы в подсобных хозяйствах, в быту и в индивидуальной трудовой деятельности; получают
знания и практические умения безопасного ведения работ, придания эстетики результатам
своего труда.
Содержание учебного курса «Технология. Сельскохозяйственный труд» в 5-9 классах включает
два основных раздела:
- растениеводство - из выращиваемых в нашей стране сельскохозяйственных культур
наиболее доступные для выращивании в условиях школы это картофель, столовые корнеплоды,
капуста, огурцы, лук и зеленные овощи, яблоня, ягодные кустарники. Процесс выращивания
этих культур связан с использованием разнообразных приёмов труда и большого количества
ручного инвентаря и орудий, что имеет важное значение для решения задач профессиональнотрудового обучения и задач коррекции недостатков трудовойдеятельности обучающихся.
животноводство - из всех сельскохозяйственных животных выбран крупный
рогатый скот и свиньи, козы, овцы и кролики.
Программа 5-9 классов состоит из тем, раскрывающих особенности уборки
корнеплодов, выращивание капусты и лука, обработки ягодных кустарников. Есть темы
содержащие элементарные теоретические сведения об овощеводстве на защищённом грунте,
с устройством сооружений защищённого грунта, с некоторыми вопросами выращивания
плодово-ягодных культур. Приводятся данные по агрохимии - свойства и применение
основных минеральных удобрений. Предусмотрено ознакомление с приёмами посадки
плодово-ягодных культур и ухода за молодым и плодоносящим садом. По разделу
«Животноводство» знакомятся с правилами содержания свиней
Учебный предмет «Труд (технология)» по модулю «Сельскохозяйственный труд»
входит в предметную область «Технология» и относится к обязательной части учебного
плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). В соответствии учебным планом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмет «Профильный труд» рассчитан:
5 класс -204 ч (6 часов в неделю)
6 класс -204 ч (6 часов в неделю)
7 класс - 238ч. (7 часов в неделю)
8 класс - 238ч. (7 часов в неделю)
9 класс - 238ч. (7 часов в неделю)
Количество часов, отведённых на освоение того или иного раздела программы,
является весьма условным и может корректироваться с учетом психофизических
особенностей обучающихся, имеющейся материально -технической базы, наличие базы
практики, а также условия для проведения экскурсий.
Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся
Формы текущего контроля:
устные (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме);
письменные (тестовые задания, результаты практической работы).
Формы промежуточной аттестации: с марта по май текущего учебного года в форме
тестирования.
По окончанию изучения курса обучающиеся проходят итоговую аттестацию в форме
экзамена, собеседования или защиты реферата.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета "Труд (технология)"
определяются с учетом психофизических особенностей обучающихся. Исключаются
требования к овладению недоступными для реализации видами учебно-практической
деятельности.
Планируемые результаты обучения в области предметных знаний, которыми необходимо
овладеть учащимся, представлены двумя группами:
1. Знания, которые используются при выполнении практических, трудовых заданий
(практические знания);
2. Знания, применяемые при подготовке и понимании трудовых процессов
(теоретические знания).
Минимальный уровень:
1. Пользоваться простейшей сельскохозяйственной литературой (памятки по технике
безопасности и санитарии, справочники и т.д.).
2. Овладение наибольшим числом профессиональных приёмов сельскохозяйственного труда
только основных трудовых операций: обработка почвы, посев и посадка растений, уход за
ними и уборка урожая, очистка животноводческих помещений, кормление животных, доение
коров.
3. Во время работы не только правильно держать инструмент, орудие труда, но и правильно
выполнять рабочие движения в определённой рабочей позе (в замедленном или медленном
темпе).
4. Знание приёмов выращивания сельскохозяйственных растений и ухода за животными.
5. Умение использовать технологическую карту при выполнении трудового задания и умение
следовать ей при выполнении заданий с помощью учителя (определять последовательность
операций, подбирать рациональные приёмы труда и соответствующие инструменты и
орудия).
6. Соблюдение правил гигиены труда и внутреннего распорядка, правил безопасности труда и
пожарной безопасности.
7. Представление о разных видах профильного труда (сельскохозяйственный труд);
8. Понимание значения и ценности труда;
9. Понимание красоты труда и его результатов;
10. Заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
11. Понимание значимости организации
внутреннюю дисциплину;
школьного
рабочего
места,
обеспечивающего
12. Выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности
("нравится" и (или) "не нравится");
13. Организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
14. Осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и
аккуратности;
15. Выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на
них;
16. Комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся,
высказывание своих предложений и пожеланий;
17. Проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и
результатам их работы;
18. Выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков труда
(технологии);
19. Посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и
окружающей среды.
20.
Достаточный уровень:
Пользоваться простейшей сельскохозяйственной литературой (памятки по технике
безопасности и санитарии, справочники и т.д.). Использовать эту литературу для справок,
извлекая из неё необходимые сведения.
2.
Выполнение основных сельскохозяйственных операций: обработка почвы, посев и
посадка растений, уход за ними и уборка урожая, очистка животноводческих помещений,
кормление животных, доение коров. Выполнять эти операции на уровне сформированного
навыка (автоматизация действий).
3.
Во время работы не только правильно держать инструмент, орудие труда, но и
правильно выполнять рабочие движения в определённой рабочей позе, работать быстро и
высококачественно.
4.
Знать разнообразные приёмы посева, посадки и уборки урожая сельскохозяйственных
культур, уборки животноводческих помещений, кормления животных и ухода за ними.
5.
Самостоятельно ориентироваться в трудовых заданиях средней степени сложности и
планировать их выполнение (определять последовательность операций, подбирать
рациональные приёмы труда и соответствующие инструменты и орудия).
6.
Соблюдение правил промышленной санитарии, гигиены труда и внутреннего
распорядка, правил безопасности труда и пожарной безопасности.
1.
7.
Экономное расходование материалов;
8.
Планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической
работы;
Осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
9.
Понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области
трудовой деятельности.
10.
11.
Экономное расходование материалов;
12.
Планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической
работы;
13.
Знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной
обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных результатов:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимомжизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемсямире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социальнозначимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности и
эмоционально
нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения,
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в
условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального
опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ
(входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
понимает материал; владеет пересказом по предложенному плану;
устанавливает хронологию событий;
самостоятельно формулирует ответы на вопросы;
допускает единичные ошибки и сам исправляет
правильно устанавливает причинно-следственные связи;
умеет выражать свои суждения о действиях, поступках участников исторических событий.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
воссоздавать в речи изучаемое событие и объяснять его причины;
самостоятельно формулирует ответы; частично владеет пересказом по предложенному плану;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя
(1-2 ошибки);
преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен
выполнить его самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
частично понимает материал;
излагает материал недостаточно полно и последовательно;
допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя
(3-4 ошибки);
затрудняется самостоятельно ответить на вопросы;
нуждается в постоянной помощи учителя;
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи.
Оценка «2» - не ставится.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование
раздела.
Растениеводство
Животноводство
Всего
5 класс
166
38
204
6 ч/нед
6 класс
142
62
204
6 ч/нед
Количество часов.
7 класс
8 класс
182
129
56
109
238
238
7 ч/нед
7 ч/нед
9 класс
105
133
238
7 ч/нед