МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курмышская средняя школа
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
от 24.02.2025г. № 15 О.Д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ И ДВИЖЕНИЮ
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
с. Курмыш 2025
1
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих
нормативных правовых актов:
1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115
"Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования”;
3 Федеральной адаптированной основной общеобразовательной про
граммы обучающихся с нарушением интеллекта, далее ФАООП УО (вари ант
2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026
4 Учебного плана МОУ Курмышская СШ на 2024- 2025 учебный год,
утвержденного директором школы, приказ № 79 ОД от 26.08.2024 г.;
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение » 5 года
обучения разработана на основе адаптированной программы.
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют
их к определенной самодеятельности, проявлению минимальной творческой
индивидуальности.
В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения
и навыки не являются самоцелью, они способствуют формированию
предпочтений, интересов, потребностей, вкуса учащихся.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися являются
музыкально- ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием,
«звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных
и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков, трещоток и пр.).
Выполнение движений с простейшими «звучащими жестами»
подготавливает учащихся к музицированию и выполнению более сложных
ритмических заданий.
С помощью картинок, игрушек и других визуальных интерактивных
средств учитель знакомит их с подпевками или песенками.
Пение учителя должно вызывать у учеников подражательные реакции.
Особое внимание обращается на стимулирование учащихся к играм на
музыкальных инструментах. При этом педагог активно импровизирует на
каком-либо музыкальном инструменте.
Цель: эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и
использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Задачи: Образовательные:
-разнообразить кинестический, слуховой и познавательный опыт
учащихся;
2
-формировать слухозрительное и слухомоторное взаимодействие в
различных видах музыкальной деятельности;
-корректировать эмоционально-волевую сферу;
-развивать музыкальный слух, память, чувство ритма;
-развивать речь, голосовой аппарат;
-расширять музыкальный кругозор учащихся;
-формировать
ориентировку
в
средствах
музыкальной
выразительности;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух,
музыкальную память и способность реагировать на музыку.
Воспитательные:
-помочь самовыражению умственно отсталых школьников через
занятия музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
эмоционального напряжения;
-содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и
свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную
отзывчивость; активизировать творческие способности.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
-корригировать
речевые
нарушения,
психо-физическое
и
психоэмоциональное состояние учащихся.
Таким образом, музыка рассматривается как средство развития
эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и
самореализации ребенка.
На музыкальных занятиях развивается не только способность
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный
слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к
пению, танцу, ритмике
Общая характеристика учебного предмета
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и
интеграцию в общество.
Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка.
Физические недостатки могут ограничивать желание и умение
танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами.
У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет
стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему
средствами.
Задача педагога состоит в том, чтобы музыкальными средствами
помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить
эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания
разных жанровых произведений.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства.
3
Таким образом, музыка рассматривается как средство развития
эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и
самореализации ребенка.
На музыкальных занятиях развивается не только способность
эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный
слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к
пению, танцу, ритмике.
Программно-методический материал включает 4 раздела:
«Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на
музыкальных инструментах». В системе коррекционно- развивающих
занятий также возможно использование элементов музыкального воспитания
в дополнительной индивидуальной работе с обучающимися.
Описание места предмета в учебном плане
. В системе коррекционно-развивающих занятий также возможно
использование элементов музыкального воспитания в дополнительной
индивидуальной работе с обучающимися. На изучение предмета в 6 классах
отводится 2 часа в неделю. По по календарно- тематическому 66 часов.
Базовые, личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета
Освоение рабочей адаптированной образовательной программы по
предмету «Музыка и движение», обеспечит достижение трёх видов
результатов: базовых, личностных и предметных.
Базовые результаты:
- формирование осознанного отношения к учебному предмету;
- наличие мотивации к обучению;
- обеспечение успешности изучения содержания предметной области;
- формирование целостного представления о современном
музыкальном мире;
- содействие дальнейшему становлению обучающихся как субъектов
осознанной учебной деятельности на доступном уровне.
Личностные результаты:
- формирование воображения, эмоционально-волевой сферы;
- проявление эмоциональной отзывчивости к какому-либо
музыкальному образу – радость, восхищение, удовольствие или
противоположные им чувства;
- сопереживание в соответствии с содержанием музыкальных
произведений;
- умение проявлять осознано и адекватно эмоциональные реакции при
восприятии произведений искусства;
- формирование художественного вкуса, в области эстетически –
ценных произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе
продуктивной музыкальной деятельности;
- наличие определенного уровня развития образного мышления,
творческого воображения;
4
приобретение
устойчивых
навыков
самостоятельной,
целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
Предметные результаты:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни
общества и каждого отдельного человека;
- осознанное восприятие и эмоциональный отклик к звучанию разного
рода музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего
народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности, включая информационно- коммуникационные
технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и
навыками для реализации собственного творческого потенциала;
- образно представлять, наблюдать, развивать жизненный опыт о
практическом значении музыки в жизни людей;
- узнавать произведения великих мастеров отечественного и
зарубежного искусства
5
Содержание программы
Данная программа по предмету «Музыка и движение» состоит из
следующих разделов: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под
музыку» и «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание.
Различение тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и
конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание
(различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни.
Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии,
исполненной на разных музыкальных инструментах. Слушание (различение)
сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального
стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных
инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит
музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем
художественного произведения.
Пение.
У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет
стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему
средствами. Подражание характерным звукам животных во время звучания
знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и
слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов
песни (отдельных фраз, всей песни).
Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков.
Получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Движение под музыку.
Физические недостатки могут ограничивать желание и умение
танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами.
Топанье под музыку. Хлопать в ладоши под музыку.
Покачиваться одной ноги на другую. Начинать движение под музыку
вместе с началом ее звучания и останавливаться по ее окончании.
Двигаться под музыку разного характера (ходить, бегать, прыгать,
кружиться, приседать).
Выполнять под музыку действия с предметами (наклонять предмет в
разные стороны, опускать/поднимать предмет, подбрасывать/ловить предмет,
махать предметом и т.п.). Выполнять движения разными частями тела под
музыку («фонарики», «пружинка», наклоны головы и др.).
Имитация движений животных, игры на музыкальных инструментах.
Соблюдать последовательность простейших танцевальных движений.
Передавать простейшие движения животных.
Выполнять движения, соответствующие словам песни.
Соблюдать последовательность движений в соответствии с
исполняемой ролью при инсценировке песни.
6
Двигаться в хороводе. Двигаться под музыку в медленном, умеренном
и быстром темпе. Ритмично ходить под музыку. Изменять скорость движения
под музыку (ускорять, замедлять).
Менять движения при изменении метроритма произведения, при
чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных
инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение
приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и
громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой
на музыкальном инструменте.
Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном
инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах,
имеющих звукоряд.
Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном
инструменте. Игра в ансамбле. Слушание музыки.
Слушание (различение) веселой и грустной быстрой и медленной
музыки, тихого и громкого звучания, колыбельной песни и марша музыки, а
также (различение) сольного и хорового исполнения произведения.
Определение высоких и низких звуков, начала и конца звучания музыки,
характера прослушанной музыки.
Узнавание знакомой песни, мелодии, звучания музыкальных
инструментов. Соотнесение музыкального образа с персонажем
художественного произведения. Развитие эмоциональной отзывчивости и
реагирования на музыку различного характера. Подбор репертуара для
слушания музыки происходит в целях уравновешивания нервнопсихических процессов, преобладающих у детей. Это детские песни,
музыкальные сказки, вокальная и инструментальная музыка для детей
русских и зарубежных композиторов.
7
Тематический план.
№
раздела
/ темы
1
2
4
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Слушание и пение
Музыкально-ритмические движения
22
Игры под музыку
46
102
ИТОГО
34
8
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
Баряева Л.Б, Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью. - СПб. : КАРО, 2007.
Музыкальная гимнастика для пальчиков/ Сост. М.Ковалевская. СПб.:Речь, 2008.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой
умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011.
Тютюнникова Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи…:
Творческоемузицирование, импровизация и законы быта. - М.:Книжный дом
«Либроком», 2012.
Тютюнникова Т.Э. Звездная дорожка. -:Книжный дом
«Либроком», 2012.
Список литературы (дополнительный)
Театрализованные
игры
в
коррекционной
работе
с
дошкольниками/ Под ред. Л.Б.Баряевой, И.Г. Вечкановой. – СПб.: КАРО,
2009.
Предметно-развивающая образовательная среда:
музыкальные игрушки;
CD-диски с записями различных мелодий и детских песен;
иллюстрации, картинки;
набор пиктограмм по содержанию предмета «Музыка и
движение»;
музыкальные инструменты;
9