РП Дефектологические занятия 5 кл вариант 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курмышская средняя школа

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора от
24.02.2025г. № 15 О.Д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБЛАСТИ «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ
(ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)»
ВАРИАНТ 2
для обучающихся 5-класса
Составитель: Бухтеева С.В.учитель дефектолог

с. Курмыш 2025

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29
декабря 2012 года за №273, на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) МОУ Курмышская СШ,
предназначена для работы с детьми с нарушениями интеллекта .
У детей разные склонности, разное развитие моторики и характер эмоциональных
проявлений. При обучении и воспитании, надо учитывать индивидуальные особенности и
возможности. Методы и приёмы обучения игре, различным видам деятельности значительно
варьируют в зависимости от умственных и личностных качеств ребёнка.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в
коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития,
способствует социальной активности ребенка.
Коррекционная работа, проводимая с детьми с нарушениями интеллекта, предполагает
также развитие и укрепление у них положительных менее повреждённых качеств.
В
педагогической работе с детьми важно уметь видеть, на что можно опереться и что надо
корректировать, чтобы «вести» ребёнка, чтобы способствовать его развитию, помочь ему стать
приемлемым членом семьи и общества.
Особые образовательные потребности детей с нарушениями интеллекта диктуют
необходимость разработки специальной индивидуальной программы развития для их обучения и
воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких
жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной
самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в
жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного,
эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного
развития ребенка; ведущих мотивов и потребностей; характера ведущей деятельности; социальной
ситуации развития ребенка.
Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы
строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения
у конкретного ребенка.
Основной принцип программы – взаимосвязь диагностических, воспитательных,
коррекционно-развивающих и образовательных задач, направленных на развитие эмоционального,
социального и интеллектуального потенциала умственно отсталого ребёнка и формирование его
позитивных качеств.
Содержание материала выстроено с учетом концентрического принципа в решении
предлагаемых детям игровых задач – постепенно усложняющихся по нарастающей сложности,
интенсивности и разнообразию из года в год. Учет индивидуальных особенностей и возможностей
каждого из детей является стратегической задачей обучения. (Только обучение с учетом зоны
ближайшего развития, несмотря на возраст ребенка). Кроме того, в программе прослеживаются и
линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в
других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в
обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.
Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит
перед собой следующие цели и задачи.
Цель коррекционной работы: достижение воспитанником образовательной программы в
соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
Задачи:
• формировать знания и представления об окружающей действительности;
• развивать познавательную активность;

• активизировать речь, формировать функции речи - фиксирующую, сопровождающую,
познавательную, регулирующую и коммуникативную;
• развивать интеллектуальные и личностные качества;
• сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Формы и методы работы
При выборе методов и форм коррекционно-развивающей работы используется:
- наглядность;
- демонстрация;
- пояснение;
- наблюдение;
- ролевые игры;
- моделирование ситуаций;
- развивающие игры (настольные, подвижные);
- конструирование;
- свободное и тематическое рисование, графические задания.
Программный материал подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
В программе представлены коррекционные курсы:
• сенсорное развитие;
• предметно-практические действия.
Сенсорное развитие является основой становления всех видов детской деятельности и
направлено на формирование у детей перцептивных действий (рассматривание, выслушивания,
ощупывания). Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти,
развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и
вкусового восприятия.
Содержание коррекционно-педагогической работы по предметно-практическим
действиям направлено на формирование игровой и продуктивных видов детской деятельности.
На изучение отводится 2 часа в неделю.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит
от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок
воспринимает окружающий мир. У обучающихся с нарушениями интеллекта сенсорный опыт
спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль
развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся наиболее чувствительны к
воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и
способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного
систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Программно-методический материал включает 5 разделов: "Зрительное восприятие",
"Слуховое восприятие", "Кинестетическое восприятие", "Восприятие запаха", "Восприятие вкуса".
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала
проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений
обучающегося, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические,
физические, речевые реакции обучающегося, например, эмоционально-двигательная отзывчивость,
концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются
сенсорноперцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и
перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться
в окружающем мире.
Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение,
включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны,

игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по
фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек,
вибромассажеры.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с нарушениями интеллекта
процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или
искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У
многих обучающихся, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне
неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая
помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической
деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций,
которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными
предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами",
"Действия с предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и
осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной
деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются
в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой
деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение
учебного
предмета
"Предметнопрактические
действия" включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины),
звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного
диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
2.СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие»
1. Зрительное восприятие.
Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете
(фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете,
расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева
от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по
горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). Прослеживание взглядом за движущимся
удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый,
черный).
2. Слуховое восприятие.
Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии).
Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация
неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение
одинаковых по звучанию объектов.
3. Кинестетическое восприятие.
Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с
материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре
(холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция

на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на
соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл,
клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый),
влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).
4. Восприятие запаха.
Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).
5. Восприятие вкуса.
Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и
консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу
(шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький,
сладкий, кислый, соленый).
Содержание коррекционного курса «Предметно - практические действия»
1. Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная,
папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу,
вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками,
направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе,
другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу).
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой).
Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с
использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с
использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка,
шпагат, шерстяные нитки, шнур).
2. Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки).
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета
от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на
колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали
конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор)
всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки,
губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание
предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление
предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца,
крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).
У обучающегося с нарушениями интеллекта, не владеющего вербальной речью, затруднено
общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное
развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных
(дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы
коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться
для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства
невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его
для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы,
таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и
коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Показатели развития к концу обучения по курсу «Сенсорное развитие»
Дети должны научиться:
различать свойства и качества предметов: маленький – большой – самый большой; сладкий –
горький – соленый;
доставать знакомые предметы из «волшебного мешочка» по тактильному образцу;
учитывать свойства предметов в разнообразной деятельности: в игре с сюжетными игрушками, в
строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование);
складывать разрезную предметную картинку из трех частей;
выполнять группировку предметов по заданному признаку (форма, величина, вкус, цвет);
пользоваться методом проб при решении практических или игровых задач;
выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между
предметами: внизу, наверху, на, под («Поставь матрешку под стол»);
различать звучание трех музыкальных инструментов (металлофон, барабан, дудочка), реагируя на
изменение звучания определенным действием;
различать слова, разные по слоговому составу: матрешка, кот, домик (с использованием
картинок);выделять знакомое слово из фразы.
Показатели развития к концу обучения по курсу «Предметно – практические действия»
Дети должны научиться:
- выполнять действия с материалами и предметами одной и двумя руками;
- выполнять сминание, разрывание, размазывание, пересыпание и переливание материала двумя
руками;
- выполнять различные действия с предметами;
- работать с красками, пластичными материалами;
- переливать воду, пересыпать крупы;
- убирать рабочее место с помощью взрослого.
Ожидаемые результаты
Предполагается, что после прохождения ребенком данной программы он должен научиться:
• пользоваться невербальными формами коммуникации;
• использовать руку для решения коммуникативных задач;
• пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
• проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками, предметами,
материалами);
• слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, стихам, потешкам, песенкам;
• воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
• выполнять действия по простым речевым инструкциям.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях,
основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Работа с родителями
Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что
способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или
матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание
программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.
2. Лекционно-просветительская.
3. Организация круглых столов.
4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
5. Проведение практических занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений
(на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1-й год обучения)
Содержание

Кол-во
часов
«Сенсорное развитие»

Диагностика обучающегося
Зрительное восприятие

1
8

Слуховое восприятие

8

Кинестетическое восприятие

6

Восприятие запаха

6

Восприятие вкуса

4

Итоговое обследование учащегося

1

«Предметно – практические действия»
Диагностика обучающегося

1

Действия с материалами

16

Действия с предметами

16

Итоговое обследование учащегося

1

ИТОГО

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».