МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального
округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курмышская средняя школа
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 24.02.2025г. № 15 О.Д.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
вариант 1
«Информатика»
(для 7 класса)
с. Курмыш
2025 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы по основам информатики для 5-9 коррекционных классов
VIII вида Никандровой М.В.
Цели:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
познакомиться с понятием информация;
рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка, получение новой информации;
познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения;
закрепить правила техники безопасности и организации рабочего места;
развивать навык работы на клавиатуре и с мышью;
изучать графический редактор Paint;
научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint;
закреплять навыки работы с файлами и папками;
познакомить с текстовым процессором Word.
2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и
технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию
интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий
необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные
технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие
обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий,
являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности
выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации,
эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно
раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с
компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный
повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в
обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу.
Данная программа актуальна, так как почти практически полностью отсутствуют специальные программы по информатике для
коррекционных школ VIII вида. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с
нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и
образовательным возможностям этих учащихся. Одним из важнейших принципов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и
действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно
выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение проходит в форме игры, где на
основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а
сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной
деятельности.
Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков
использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью
развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках. Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную,
воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих
функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. Целью коррекционно-воспитательной
работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее
приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду. Для подготовки детей к
жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры
объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Компьютерные технологии обеспечивают
дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Многие школьники имеют проблемы с чтением, не
любят читать. С экрана ребята будут охотно читать, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино». Норму «экранного» времени для детей
необходимо соблюдать: для учащихся 9-16 лет – не более 35 минут. Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном
обучении школьников позволяет решать следующие задачи:
1.выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка;
2.максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения;
3. формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ;
4. развитие у школьников знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения
игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач.
На уроках используются следующие методы обучения учащихся: (классификация методов по характеру познавательной деятельности):
•
Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
•
•
•
•
Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Для успешной реализации данной программы используются коррекционно – развивающие, игровые, групповые, здоровьесберегающие
технологии, технология деятельностного подхода, элементы технологии РКМ. Данные технологии и формы работы позволяют сформировать у
учащихся необходимые жизненно важные компетенции.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
неделю.
В соответствии с учебным планом на 2022-2023 учебный год на предмет «Информатика» в 7 классе отведено 34 часа в год, по 1 часу в
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• В результате изучения курса информатики у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут
сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Обучающиеся познакомятся с приѐмами работы с компьютером и другими средствами икт, необходимыми для решения учебнопознавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение информатики будет способствовать
коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их индивидуальных возможностей.
• Практика работы на компьютере: назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации;
включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств; клавиатура, элементарное представление о правилах
клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приѐмов
труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
• Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение,
удаление. Ввод и редактирование небольших текстов. Вывод текста на принтер. Работа с рисунками в графическом редакторе, программах
WORD И POWER POINT. Организация системы файлов и папок для хранения собственной информации в компьютере, именование файлов
и папок.
• Работа с цифровыми образовательными ресурсами, готовыми материалами на электронных носителях.
4. Предметные результаты освоения предмета «Информатика»
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной
системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной
системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приѐмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.),
доступными электронными ресурсами;
пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации;
запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Метапредметные результаты:
− умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
− смысловое чтение;
− умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
− формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции).
5. Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Введение в предмет (1 ч.)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики основной школы. Техника безопасности и санитарные
нормы работы за ПК
Человек и информация (4 ч.)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
Практическая работа № 1 «Работа с тренажером клавиатуры».
Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 ч.)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней
памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти.
Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Текстовая информация и компьютер (9 ч.)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати
текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом
(распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
Практическая работа № 2 «Основные приемы ввода и редактирования текста».
Практическая работа № 3 «Работа со шрифтами, приемы форматирования текста».
Практическая работа № 4 «Орфографическая проверка текста, поиск и замена, печать документа».
Практическая работа № 5«Работа с таблицами».
Практическая работа № 6 «Заполнение ячеек таблицы».
Практическая работа № 7 «Корректировка созданной таблицы».
Графическая информация и компьютер (5 ч.)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические
редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов.
Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере:
Практическая работа № 8 «Рисование графических примитивов».
Мультимедиа и компьютерные презентации (4 ч.)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства
мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
Практическая работа № 9 «Создание презентации».
Практическая работа № 10 «Создание слайдов».
Практическая работа № 11 «Вставка картинок».
Итоговое повторение (3 ч.)
6. Тематическое планирование
Название разделов
Введение в предмет (1 ч.)
Глава 1. Человек и информация (4 ч.)
Глава 2. Компьютер: устройство и
программное обеспечение (7 ч.)
Темы уроков
Вводный инструктаж по ТБ и правила
поведения в компьютерном классе.
Введение. Техника безопасности и
санитарные нормы работы за ПК
Информация и знания. Восприятие и
представление информации
Количество
Основные виды учебной деятельности
часов
Совместная работа с учителем. Работа в
1
группе и индивидуально
1
Слушание объяснений учителя, беседа с
учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Работа в группе и индивидуально.
Практическая работа № 1 «Работа с
тренажером клавиатуры»
Информационные процессы
1
История развития вычислительной
техники
Назначение и устройство компьютера.
1
1
Слушание объяснений учителя, беседа с
учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Как устроен персональный компьютер.
Основные характеристики
персонального компьютера.
Устройства ввода информации
Устройства вывода информации
Системный блок. Назначение блока
1
Беседа с учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
1
1
1
Работа в парах и индивидуально
Работа в парах и индивидуально
Память ПК: внутренняя и внешняя
1
Флэш-память.
1
Беседа с учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
1
Слушание объяснений учителя, беседа с
учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Работа в парах и индивидуально
Беседа с учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Работа в парах и индивидуально
Глава 3. Текстовая информация и
компьютер (9 ч.)
Глава 4. Графическая информация и
компьютер (5 ч.)
Глава 5. Мультимедиа и
компьютерные презентации (4 ч.)
Тексты в компьютерной памяти
1
Текстовые редакторы и текстовые
процессоры.
1
Практическая работа № 2 «Основные
приемы ввода и редактирования текста»
Практическая работа № 3 «Работа со
шрифтами, приемы форматирования
текста»
Практическая работа № 4
«Орфографическая проверка текста,
поиск и замена, печать документа»
Практическая работа № 5 «Работа с
таблицами»
Практическая работа № 5 «Работа с
таблицами»
Практическая работа № 6 «Заполнение
ячеек таблицы»
Практическая работа № 7
«Корректировка созданной таблицы»
Компьютерная графика. Технические
средства компьютерной графики
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Слушание объяснений учителя, беседа с
учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Как кодируется изображение
Растровая и векторная графика
1
1
Работа в парах и индивидуально
Графические редакторы растрового типа.
1
Практическая работа № 8 «Рисование
графических примитивов»
Практическая работа № 8 «Рисование
графических примитивов»
Компьютерные презентации
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Работа в группе и индивидуально.
1
Слушание объяснений учителя, беседа с
учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Слушание объяснений учителя, беседа с
учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Работа в парах и индивидуально
Беседа с учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Беседа с учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Итоговое повторение (3 ч.)
Запуск программы PowerPoint.
Практическая работа № 9 «Создание
презентации»
1
Работа в группе и индивидуально.
Слайды. Практическая работа № 10
«Создание слайдов»
1
Работа в группе и индивидуально.
Практическая работа № 11 «Вставка
картинок»
1
Работа в группе и индивидуально.
Повторение. Компьютер: устройство и
программное обеспечение.
Повторение. Текстовая информация и
компьютер.
Повторение. Графическая информация и
компьютер.
Итого:
1
Беседа с учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Беседа с учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
Беседа с учителем. Самостоятельная работа с
учебником.
1
1
34
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер, проектор, принтер, экран, презентации, раздаточный материал, дидактический материал, инструментальная среда по
информатике, учебно-практическое оборудование, мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по разделам
курса информатики.
Протокол педсовета 2 от 20.02.2025