Рабочая программа .Биология 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская средняя
школа

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора от
24.02.2025г. № 15 О.Д.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с нарушением интеллекта
вариант 1

«Биология»
(для 8 класса)

С.Курмыш
2025

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с нарушением
интеллекта с учетом реализации их особых образовательных потребностей,
а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного
мира, воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни животных;
− формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за домашними животными, использование полученных знаний для решения бытовых и экологических проблем;
− формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;

2

− развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять
лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе
определяет следующие задачи:
− формирование элементарных научных представлений о поведении,
образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых животных;
− установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных;
− формирование умений называть признаки сходства и различия между группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в окружающем мире, фотографиях, рисунках;
− формирование умений описывать особенности внешнего вида разных групп животных;
− формирование умений применения практических знаний: уход за
животными;
− формирование навыков правильного поведения в природе;
− использование правил здорового образа жизни, поведения в природе
в окружающей природе;
− формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками,
учит использованию биологических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с
обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов.
Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям
жизни.
В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению
причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических
умений (уход за животными, соблюдение санитарно-гигиенических правил).
При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним
видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.
В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых.
Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб,
средой обитания, с представителями речных и морских рыб.

4

В разделе «Земноводные» обучающиеся знакомятся с общими признаками земноводных, средой обитания.
Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше).
Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система,
органы чувств, размножение.
Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой
птиц: средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения,
размножение.
В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими
признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих.
Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни
сельскохозяйственных млекопитающих.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность более целенаправленно способствовать
развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также
более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Содержание разделов
№ Название раздела, темы
п/п

Количество
часов
2

Контрольные
работы

1

Введение

2

Беспозвоночные животные

11

1

3

Позвоночные животные

53

1

3.1 Рыбы

8

1

3.2 Земноводные

3

1

5

3.3 Пресмыкающиеся

5

1

3.4 Птицы

10

1

3.5 Млекопитающие

15

1
1

4

Сельскохозяйственные млекопитающие

12

5

Обобщение

2
Итого:

68

8

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и культурным достопримечательностям страны:
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения многообразия
мира животных;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за животными; использование доступных информационных технологий для коммуникации;
 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение
видеть красоту, гармонию окружающей природы;
 овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни;
 сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение ухаживать
за домашними питомцами;
 сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание
правил ухода за животными на ферме и дома;
 сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы;
− знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и
различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

7

− знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме
программы;
− выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.

8

Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих,
промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Критерии оценки предметных результатов за

устный ответ:
Оценка «5»ставится в случае, если обучающийся:
 показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
 умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные
знания в незнакомой ситуации;
 не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной
и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4»ставится в случае, если обучающийся:
 показывает знания всего изученного программного материала;

9

 умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
 допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3»ставится в случае, если обучающийся:
 показывает знания и усвоение изученного программного материала
на уровне минимальных требований;
 умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы;
 допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2»не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии
Оценка «5» ставится если:
 правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
 полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
 четко и правильно даны определения;
 вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4»ставится если:
 наблюдение проведено самостоятельно;
 частично раскрыто основное содержание материала;
 в основном правильно даны определения, но допущены нарушения

10

последовательности изложения;
 вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
 наблюдение проведено с помощью учителя;
 усвоено основное содержание материала;
 определения понятий нечеткие;
 допущены ошибки и неточности в выводе.
 наблюдение проведено с помощью учителя;
 усвоено основное содержание материала;
 определения понятий нечеткие;
 допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2»не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
 обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не
более одной негрубой ошибки и одного недочета;
 обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
 обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок;
 обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
 обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок.

11

Оценка «2»не ставится.
Протокол заседания педсовета №02 от 20.02.2025г

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».