МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская средняя
школа
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 24.02.2025г. № 15 О.Д.
Рабочая программа
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для основного общего образования
Срок освоения программы 5 лет (с 5 по 9 класс)
с. Курмыш 2025 г
Пояснительная записка
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП
затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты), работу
артикуляционного аппарата, обучающиеся с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У
обучающихся, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими
расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности
выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и
целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями
интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной,
познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно
затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении,
на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими
в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется
специальная работа по введению ребѐнка в более сложную предметную и социальную среду,
что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в
среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
2
1. Содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами
вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Раздел "Коммуникация"
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное
имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком (словом, предложением). Выражение
согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком
(словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов
предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного
контакта с
собеседником,
соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) Коммуникация с использованием
невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие
(прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания
звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим
предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие
(несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний,
благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением предметного символа.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная
картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности,
своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства. Привлечение внимания,
выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки
(клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство. Выражение
согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с
использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия
(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на
вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение
своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием
3
компьютера (планшетного компьютера).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн членов семьи, обучающихся
класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия
предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых
предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имѐна членов семьи (обучающихся
класса, педагогических работников класса). Называние (употребление) слов, обозначающих
предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние
(употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Называние (употребление) слов, обозначающих
признак предмета (цвет, величина, форма). Называние (употребление) слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой,
твой). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять,
второй). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в,
на, под, из, из-за). Называние (употребление) простых предложений. Называние
(употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста.
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе.
Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Сообщение имѐн членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников
класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического
изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина,
форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
4
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,
грустно).
Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного
устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй).
Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием
графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с
использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа
по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших,
планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Раздел «Чтение и письмо»
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушением
интеллекта АООП УО (вариант 2)
В соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН) к АООП УО (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей
его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных (ожидаемых) результатов образования данной категории
обучающихся. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися АООП
варианта 2 является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь
максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими
возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь
общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных
контактов и жизненного опыта.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и
познанию, социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
материала опыт специфический для данной предметной области, деятельности по
получению нового знания и его применению.
Личностные результаты освоения АООП УО (вариант 2) могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
5
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 2)
Возможные предметные результаты освоения АООП (вариант 2, 5-9
класс) заносятся в диагностические карты каждого обучающегося (мониторинг
класса) или СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающихся, воспитанников, а также специфики
содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.
Возможные предметные результаты должны отражать следующее:
Предметная область "Язык и речевая практика". Учебный предмет "Речь и
альтернативная коммуникация".
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта обучающегося:
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного
мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического
материала в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов,
коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь
устройств (персональные компьютеры).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные
и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
6
•
использование
предметов,
жестов,
взгляда,
шумовых,
голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на
изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным
способом.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих
предметов АООП для обучающихся с нарушением интеллекта (вариант 1).
7
3. Тематическое планирование
Количество часов в год - 132 часа
Количество часов в неделю - 4 часа
5 класс
Название разделов и тем программы
№
п/п
Количество
часов
Раздел 1. Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
1.1 Установление контакта с собеседником:
установление
зрительного
контакта
с
собеседником, учѐт эмоционального
состояния собеседника
1.2. Реагирование на собственное имя и фамилию
1.3.
Приветствие собеседника звуком, словом
Количество:
Контрольные
Лабораторные
работы Электронные (цифровые
работы (тесты) или практические работы образовательные
ресурсы)
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://umnayavorona.ru/
(имитацией слова)
1.4 Выражение своих желаний звуком, словом
(имитацией слова)
1.5 Привлечение к себе внимания звуком, словом
(имитацией слова)
Коммуникация с использованием невербальных средств
1.6 Указание взглядом на объект при выражении
своих желаний, ответе на вопрос
1.7 Выражение мимикой/жестом
согласия/несогласия,
удовольствия/неудовольствия,
приветствия/прощания
1.8 Обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием мимики/жестов
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
http://kid-mama.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
8
Привлечение внимания, выражение
3
0
удовольствия/неудовольствия, обращение за
помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие/несогласие с
использованием звучащего предмета
1.10 Выражение согласия/несогласия,
3
0
удовольствия/неудовольствия,
благодарности, своих желаний,
приветствие/прощание,
1.11 Обращение за помощью, ответы на вопросы,
3
0
задавание вопросов с использованием
фотографий, картинок
Итого по разделу
33
Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
2.1 Понимание простых по звуковому составу
2
0
слов
2.2 Узнавание/различение имѐн учащихся класса,
2
0
педагогов
1.9
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
9
2.3
Понимание слов, обозначающих предмет
2
0
0
https://umnayavorona.ru/
2.4
Понимание обобщающих понятий
2
0
0
https://mersibo.ru/
2.5
Понимание
слов,
обозначающих
элементарные действия
Понимание слов, указывающих на предмет,
его признак
Понимание слов один-много.
2
0
0
https://mersibo.ru/
2
0
0
https://mersibo.ru/
2
0
0
https://mersibo.ru/
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
Понимание простых предложений
2
0
0
https://mersibo.ru/
2
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
http://kid-mama.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.13
Называние отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов
Называние простых по звуковому составу
слов
Называние собственного имени, имѐн
учащихся класса, педагогов
Называние слов, обозначающих предмет
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.14
Называние обобщающих понятий
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.15
Называние слов, обозначающих
элементарные действия
Называние слов, указывающих на предмет,
его признак
Называние слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.6
2.7
2.8
2.9
Экспрессивная речь
2.10
2.11
2.12
2.16
2.17
10
2.18
Употребление простых предложений
Итого по разделу
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
50
Раздел 3. Чтение и письмо
Глобальное чтение
3.1
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
3.2
3.3
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Начальные навыки чтения и письма
3.4
3.5
Узнавание звука в слоге, слове
5
0
0
https://learningapps.org/
3.6
6
0
0
https://learningapps.org/
3.7
Узнавание графического изображения буквы
в слоге, слове
Называние буквы
6
0
0
https://learningapps.org/
3.8
Чтение слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
3.9
Написание буквы, слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
0
0
Итого по разделу
Общее количество часов по программе
Количество часов в неделю - 4 часа
49
132
Количество часов в год - 132 часа
11
6 класс
Название разделов и тем программы
№
п/п
Количество
часов
Раздел 1. Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
1.1 Установление контакта с собеседником:
установление
зрительного
контакта
с
собеседником,
учѐт
эмоционального
состояния собеседника
1.2. Реагирование на собственное имя и фамилию
Приветствие собеседника звуком, словом
(имитацией слова)
1.4 Выражение своих желаний звуком, словом
(имитацией слова)
1.5 Привлечение к себе внимания звуком, словом
(имитацией слова)
Коммуникация с использованием невербальных средств
1.6 Указание взглядом на объект при выражении
своих желаний, ответе на вопрос
1.7 Выражение мимикой/жестом
согласия/несогласия,
удовольствия/неудовольствия,
приветствия/прощания
1.8 Обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием мимики/жестов
1.9 Привлечение внимания, выражение
удовольствия/неудовольствия, обращение за
помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие/несогласие с
использованием звучащего предмета
1.3.
Количество:
Контрольные
Лабораторные
работы Электронные (цифровые
работы (тесты) или практические работы образовательные
ресурсы)
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://umnayavorona.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
http://kid-mama.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
12
3
0
Выражение согласия/несогласия,
удовольствия/неудовольствия,
благодарности, своих желаний,
приветствие/прощание,
1.11 Обращение за помощью, ответы на вопросы,
3
0
задавание вопросов с использованием
фотографий, картинок
Итого по разделу
33
Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
2.1 Понимание простых по звуковому составу
2
0
слов
2.2 Узнавание/различение имѐн учащихся класса,
2
0
педагогов
2.3 Понимание слов, обозначающих предмет
2
0
1.10
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
2.4
Понимание обобщающих понятий
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.5
Понимание
слов,
обозначающих
элементарные действия
Понимание слов, указывающих на предмет,
его признак
Понимание слов один-много.
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
Понимание простых предложений
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
http://kid-mama.ru/
2.6
2.7
2.8
2.9
Экспрессивная речь
2.10
Называние отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов
13
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.13
Называние простых по звуковому составу
слов
Называние собственного имени, имѐн
учащихся класса, педагогов
Называние слов, обозначающих предмет
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.14
Называние обобщающих понятий
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.15
Называние слов, обозначающих
элементарные действия
Называние слов, указывающих на предмет,
его признак
Называние слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
Употребление простых предложений
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
2.11
2.12
2.16
2.17
2.18
Итого по разделу
50
Раздел 3. Чтение и письмо
Глобальное чтение
3.1
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
3.2
3.3
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Начальные навыки чтения и письма
3.4
14
3.5
Узнавание звука в слоге, слове
5
0
0
https://learningapps.org/
3.6
6
0
0
https://learningapps.org/
3.7
Узнавание графического изображения буквы
в слоге, слове
Называние буквы
6
0
0
https://learningapps.org/
3.8
Чтение слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
3.9
Написание буквы, слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
0
0
Итого по разделу
49
Общее количество часов по программе
132
Количество часов в неделю - 4 часа
7 класс
Название разделов и тем программы
№
п/п
Количество часов в год - 132 часа
Количество
часов
Раздел 1. Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
1.1 Установление контакта с собеседником:
установление
зрительного
контакта
с
собеседником, учѐт эмоционального
состояния собеседника
1.2. Реагирование на собственное имя и фамилию
1.3.
1.4
1.5
Приветствие собеседника звуком, словом
(имитацией слова)
Выражение своих желаний звуком, словом
(имитацией слова)
Привлечение к себе внимания звуком, словом
Контрольные
работы (тесты)
Количество:
Лабораторные
работы Электронные (цифровые
или практические работы образовательные
ресурсы)
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://umnayavorona.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
15
(имитацией слова)
Коммуникация с использованием невербальных средств
1.6 Указание взглядом на объект при выражении
3
0
своих желаний, ответе на вопрос
1.7 Выражение мимикой/жестом
3
0
согласия/несогласия,
удовольствия/неудовольствия,
приветствия/прощания
1.8 Обращение за помощью, ответы на вопросы с
3
0
использованием мимики/жестов
1.9 Привлечение внимания, выражение
3
0
удовольствия/неудовольствия, обращение за
помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие/несогласие с
использованием звучащего предмета
1.10 Выражение согласия/несогласия,
3
0
удовольствия/неудовольствия,
благодарности, своих желаний,
приветствие/прощание,
1.11 Обращение за помощью, ответы на вопросы,
3
0
задавание вопросов с использованием
фотографий, картинок
Итого по разделу
33
Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
2.1 Понимание простых по звуковому составу
2
0
слов
2.2 Узнавание/различение имѐн учащихся класса,
2
0
педагогов
2.3 Понимание слов, обозначающих предмет
2
0
2.4
Понимание обобщающих понятий
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
0
http://kid-mama.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
16
Понимание
слов,
обозначающих
элементарные действия
Понимание слов, указывающих на предмет,
его признак
Понимание слов один-много.
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
Понимание простых предложений
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
http://kid-mama.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.13
Называние отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов
Называние простых по звуковому составу
слов
Называние собственного имени, имѐн
учащихся класса, педагогов
Называние слов, обозначающих предмет
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.14
Называние обобщающих понятий
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.15
Называние слов, обозначающих
элементарные действия
Называние слов, указывающих на предмет,
его признак
Называние слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
Употребление простых предложений
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
Экспрессивная речь
2.10
2.11
2.12
2.16
2.17
2.18
Итого по разделу
50
Раздел 3. Чтение и письмо
17
Глобальное чтение
3.1
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
3.2
3.3
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Начальные навыки чтения и письма
3.4
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
3.5
Узнавание звука в слоге, слове
5
0
0
https://learningapps.org/
3.6
6
0
0
https://learningapps.org/
3.7
Узнавание графического изображения буквы
в слоге, слове
Называние буквы
6
0
0
https://learningapps.org/
3.8
Чтение слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
3.9
Написание буквы, слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
0
0
Итого по разделу
Общее количество часов по программе
49
132
18
Количество часов в неделю - 4 часа
8 класс
№
Название разделов и тем программы
п/п
Количество часов в год - 132 часа
Количество
часов
Раздел 1. Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
1.1 Установление контакта с собеседником:
установление
зрительного
контакта
с
собеседником, учѐт эмоционального
состояния собеседника
1.2. Реагирование на собственное имя и фамилию
Приветствие собеседника звуком, словом
(имитацией слова)
1.4 Выражение своих желаний звуком, словом
(имитацией слова)
1.5 Привлечение к себе внимания звуком, словом
(имитацией слова)
Коммуникация с использованием невербальных средств
1.6 Указание взглядом на объект при выражении
своих желаний, ответе на вопрос
1.7 Выражение мимикой/жестом
согласия/несогласия,
удовольствия/неудовольствия,
приветствия/прощания
1.8 Обращение за помощью, ответы на вопросы с
использованием мимики/жестов
1.9 Привлечение внимания, выражение
удовольствия/неудовольствия, обращение за
помощью, ответы на вопросы,
1.3.
Количество:
Контрольные
Лабораторные
работы Электронные (цифровые
работы (тесты) или практические работы образовательные
ресурсы)
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://umnayavorona.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
http://kid-mama.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://mersibo.ru/
19
предполагающие согласие/несогласие с
использованием звучащего предмета
1.10 Выражение согласия/несогласия,
3
0
удовольствия/неудовольствия,
благодарности, своих желаний,
приветствие/прощание,
1.11 Обращение за помощью, ответы на вопросы,
3
0
задавание вопросов с использованием
фотографий, картинок
Итого по разделу
33
Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
2.1 Понимание простых по звуковому составу
2
0
слов
2.2 Узнавание/различение имѐн учащихся класса,
2
0
педагогов
2.3 Понимание слов, обозначающих предмет
2
0
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
2.4
Понимание обобщающих понятий
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.5
Понимание
слов,
обозначающих
элементарные действия
Понимание слов, указывающих на предмет,
его признак
Понимание слов один-много.
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
Понимание простых предложений
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.6
2.7
2.8
2.9
Экспрессивная речь
20
3
0
0
http://kid-mama.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.13
Называние отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов
Называние простых по звуковому составу
слов
Называние собственного имени, имѐн
учащихся класса, педагогов
Называние слов, обозначающих предмет
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.14
Называние обобщающих понятий
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.15
Называние слов, обозначающих
элементарные действия
Называние слов, указывающих на предмет,
его признак
Называние слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
Употребление простых предложений
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
2.10
2.11
2.12
2.16
2.17
2.18
Итого по разделу
50
Раздел 3. Чтение и письмо
Глобальное чтение
3.1
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
3.2
3.3
Узнавание, различение образов букв
5
0
0
https://learningapps.org/
3.4
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
5
0
0
https://learningapps.org/
21
Начальные навыки чтения и письма
3.5
Узнавание звука в слоге, слове
5
0
0
https://learningapps.org/
3.6
6
0
0
https://learningapps.org/
3.7
Узнавание графического изображения буквы
в слоге, слове
Называние буквы
6
0
0
https://learningapps.org/
3.8
Чтение слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
3.9
Написание буквы, слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
0
0
Итого по разделу
49
Общее количество часов по программе
132
Количество часов в неделю - 4 часа
9 класс
Название разделов и тем программы
№
п/п
Количество часов в год - 132 часа
Количество
часов
Раздел 1. Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств
1.1 Установление контакта с собеседником:
установление
зрительного
контакта
с
собеседником, учѐт эмоционального
состояния собеседника
1.2. Реагирование на собственное имя и фамилию
1.3.
Приветствие собеседника звуком, словом
Контрольные
работы (тесты)
Количество:
Лабораторные
работы Электронные (цифровые
или практические работы образовательные
ресурсы)
3
0
0
https://mersibo.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://umnayavorona.ru/
22
(имитацией слова)
1.4 Выражение своих желаний звуком, словом
3
0
(имитацией слова)
1.5 Привлечение к себе внимания звуком, словом
3
0
(имитацией слова)
Коммуникация с использованием невербальных средств
1.6 Указание взглядом на объект при выражении
3
0
своих желаний, ответе на вопрос
1.7 Выражение мимикой/жестом
3
0
согласия/несогласия,
удовольствия/неудовольствия,
приветствия/прощания
1.8 Обращение за помощью, ответы на вопросы с
3
0
использованием мимики/жестов
1.9 Привлечение внимания, выражение
3
0
удовольствия/неудовольствия, обращение за
помощью, ответы на вопросы,
предполагающие согласие/несогласие с
использованием звучащего предмета
1.10 Выражение согласия/несогласия,
3
0
удовольствия/неудовольствия,
благодарности, своих желаний,
приветствие/прощание,
1.11 Обращение за помощью, ответы на вопросы,
3
0
задавание вопросов с использованием
фотографий, картинок
Итого по разделу
33
Раздел 2. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
2.1 Понимание простых по звуковому составу
2
0
слов
2.2 Узнавание/различение имѐн учащихся класса,
2
0
педагогов
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
http://kid-mama.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://mersibo.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
0
https://www.igraemsa.ru/
23
2.3
Понимание слов, обозначающих предмет
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.4
Понимание обобщающих понятий
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.5
Понимание
слов,
обозначающих
элементарные действия
Понимание слов, указывающих на предмет,
его признак
Понимание слов один-много.
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
Понимание простых предложений
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
http://kid-mama.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.13
Называние отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов
Называние простых по звуковому составу
слов
Называние собственного имени, имѐн
учащихся класса, педагогов
Называние слов, обозначающих предмет
3
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.14
Называние обобщающих понятий
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.15
Называние слов, обозначающих
элементарные действия
Называние слов, указывающих на предмет,
его признак
Называние слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
2.6
2.7
2.8
2.9
Экспрессивная речь
2.10
2.11
2.12
2.16
2.17
24
2.18
Употребление простых предложений
Итого по разделу
4
0
0
https://www.igraemsa.ru/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
5
0
0
https://learningapps.org/
50
Раздел 3. Чтение и письмо
Глобальное чтение
3.1
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Предпосылки к осмысленному чтению и письму
3.2
3.3
Узнавание, различение образов букв
Графические действия с использованием
элементов букв: обводка, штриховка,
печатание букв, слов
Начальные навыки чтения и письма
3.4
3.5
Узнавание звука в слоге, слове
5
0
0
https://learningapps.org/
3.6
6
0
0
https://learningapps.org/
3.7
Узнавание графического изображения буквы
в слоге, слове
Называние буквы
6
0
0
https://learningapps.org/
3.8
Чтение слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
3.9
Написание буквы, слога, слова
6
0
0
https://learningapps.org/
0
0
Итого по разделу
Общее количество часов по программе
49
132
Протокол педсовета № 2 от 20.02.2025г.
25
26