Рабочая программа. Русский язык 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская
средняя школа
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 24.02.2025г. № 15 О.Д.

Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык»
для основного общего образования
Срок освоения программы 5 лет (с 5 по 9 класс)

с. Курмыш 2025 г
1

I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
предназначена для учащихся с нарушением интеллекта 5-9-х классов
муниципального общеобразовательного учреждения К у р м ы ш с к а я средняя
школа.
Адаптированная рабочая программа (далее АРП) – это образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с нарушениями интеллекта с учётом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и
при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий
следующие разделы:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели общего
образования с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета;
5) содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности учащихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) система контрольно-измерительных материалов; система оценивания;
9) планируемые результаты освоения учебного предмета.
Для детей с нарушениями интеллекта характерны незрелость эмоциональноволевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает
невозможным овладение в полном объеме программой массовой школы.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с нарушениями
интеллекта сочетается с незрелостью высших психических функций, с
нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и
слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая
дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на
продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса
знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и
необходимых ребенку на всех этапах обучения в школе.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях
звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря,
трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части
детей наблюдается недостаточность фонетико- фонематического восприятия,
снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и
поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной
неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной
расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Дети с нарушением
интеллекта составляют неоднородную группу, т.к. различными являются
причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим
трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с
нарушениями интеллекта. Общим для детей данной категории являются
недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный
темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако
стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи
позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз
2

превышает потенциальные возможности детей с нарушением интеллекта того же
возраста. Поэтому дети с нарушением интеллекта, при создании им определенных
образовательных условий, способны овладеть программой основной
общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.
Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с нарушением
интеллекта совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший
эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой
категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и
российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с
нарушением интеллекта при соответствующем обеспечении следует признать
оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Обучение
детей с нарушением интеллекта, независимо от формы организации специального
образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями
соответствующего лечебно- профилактического учреждения и/или ПМПК о
форме обучения и рекомендованными образовательными программами.
Данная АРП разработана с учётом федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или)
федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с
нарушением интеллекта на основании основной общеобразовательной программы
и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с нарушением
интеллекта.
АРП разработана с учетом основных направлений модернизации общего
образования:
• нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок,
подрывающих их физическое и психическое здоровье;
• соответствие содержания образования возрастным закономерностям
развития учащихся, их особенностям и возможностям;
• личностная ориентация содержания образования;
• деятельностный характер образования, направленность содержания
образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных
способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой
деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
• усиление воспитывающего потенциала;
• формирование ключевых компетенций – готовности учащихся
использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной
жизни для решения практических задач
Концептуальной основой АРП являются идеи интеграции учебных
предметов; преемственности начального и основного общего образования;
гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным
закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания
образования; деятельностного характера образования и направленности
содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов
учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования
у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых
компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и
задач предлагаемого курса.
Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учётом
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и включает
следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; изменение
структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приёмов
организации учебной деятельности.
3

Содержание АРП включает в себя содержательное наполнение
образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение
определенных предметных знаний, умений и навыков, но и формирование у
учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции
недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство,
общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений,
являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание благоприятных
условий для реализации его природных способностей.
В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
 обеспечение условий для реализации прав обучающихся с нарушением
интеллекта на получение бесплатного образования;
 организация качественной коррекционной работы с учащимися с
нарушением интеллекта; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с
нарушениями интеллекта на основе совершенствования образовательного
процесса;
 создание благоприятного психолого-педагогического климата для
реализации индивидуальных способностей обучающихся с нарушениями
интеллекта;
 формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
 приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и
коллективной), опыта познания и самопознания;
 подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной
образовательной или профессиональной траектории.
Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
 вести учёт особенностей ребёнка, индивидуальный педагогический
подход, проявляющийся в особой организации коррекционнопедагогического процесса, в применении специальных методов и средств
обучения, компенсации и коррекции нарушений развития
(информационно-методических, технических);
 реализовывать коррекционно-педагогические процессы педагогами и
педагогами- психологами соответствующей квалификации, их
психологическое сопровождение специальными психологами;
 предоставлять обучающемуся с нарушениями интеллекта психологопедагогическую и социальную помощь;
 привлекать родителей в коррекционно-педагогический процесс.
Адаптированная образовательная программа направлена на:
 преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
 овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
 психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих
проблемы в обучении и поведении;
 развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);
 развитие потенциала учащихся с нарушением интеллекта;
 создание системы комплексной помощи детям с нарушениями интеллекта
в освоении основной образовательной программы;
 индивидуализацию обучения, учитывая состояние их здоровья,
индивидуально- типологические особенности.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением интеллекта, с
целью усиления практической направленности обучения проводится
4

коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие
мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –
развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о
свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных
представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного
мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения
сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие
понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности
принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование
устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою
деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической
речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств
языка. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.
Обучение учащихся с нарушением интеллекта носит коррекционнообучающий и воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка
затрудняет решение задач обучения, но не снимает их. Поэтому, при отборе
программного учебного материала учтена необходимость формирования таких
черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать
полезными членами общества. В процессе освоения АРП, получат дальнейшее
развитие элементарные личностные, регулятивные, коммуникативные и
познавательные учебные действия воспитанников, составляющие психологопедагогическую основу получения знаний по общеобразовательным предметам,
имеющим практическую направленность и соответствующим их возможностям,
навыки по различным профилям труда.
АРП, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается
своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.
Темы, которые являются наиболее сложными для усвоения, могут изучаться в
ознакомительном порядке, т.е. не являются обязательными для усвоения
учащимися. Ряд тем, изучаемых ознакомительно на начальных этапах обучения
предмету, станут обязательными для изучения в старших классах. Такой подход
позволит учителям обеспечить усвоение учащимися по окончании основной
школы обязательного минимума содержания филологического (языкового)
образования.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в
5

программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметнопрактическая деятельность учащихся, наглядно-иллюстративный материал, а
также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой
моторики пальцев рук.
К реализации АРП в образовательной организации могут быть привлечены
учителя- дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
У большинства учеников с нарушением интеллекта отмечается
недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к
учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и
самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и
приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения
эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Для
совершенствования процессов формирования ключевых компетенций необходимо
использовать методы, позволяющие компенсировать и корректировать процесс
овладения учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с
учащимися, имеющими нарушения интеллекта, являются объяснительноиллюстративный, личностно-ориентированный, репродуктивный, частично
поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный, игровых
технологий; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Огромную важность в образовании личности в современный период
приобретают вопросы непрерывного образования на основе умения учиться.
Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и
ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение
модели образования — от модели знаний, умений и навыков к модели развития
личности. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом
науки и техники, широким применением инновационных технологий.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего
значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и
конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует
их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько
этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в
предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением
пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень
прочных знаний и умений.
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания
общего образования и требований к результатам основного общего образования,
представленных в федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования второго поколения. В ней также учитываются
основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных
учебных действий для основного общего образования.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей
программы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного
общего образования, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в текущем учебном году;
4. Учебный план МОУ Курмышская СШ;
6

5. Гигиенические требования к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010
года № 189;
6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с
содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от
04.10.2010 г. N 986 г. Москва)
7. Примерные программы основного общего образования по учебным
предметам. Русский язык 5-9 классы;
8.
Программа по русскому языку «Русский язык. 5-9 классы» авторов
С.И.Львовой, В.В.Львова допущенная (рекомендованная) Министерством
образования и науки РФ.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования с учётом общих требований
Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных
областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени
общего образования.
Изучение предметной области «Филология» — языка как знаковой системы,
лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской,
этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть
понятым, выражать внутренний мир человека,
должно обеспечить:
 получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;
 формирование основы для понимания особенностей разных культур и
воспитания уважения к ним;
 осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным
ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному,
творческому, этическому и познавательному развитию;
 формирование базовых умений, обеспечивающих возможность
дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;
 обогащение активного и потенциального словарного запаса для
достижения более высоких результатов при изучении других учебных
предметов.
ЦЕЛЯМИ изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему
как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства
общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
осознание эстетической ценности родного языка;
• овладение русским языком как средством общения в повседневной
жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом
самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (умения формулировать цели
деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и
самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей
различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять
информационную переработку текста и др.); освоение знаний об устройстве
языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических
7

ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие
способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и
письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка
в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи
грамматических средств; совершенствование способности применять
приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено
обшей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных
и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного
подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми
умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность
проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую
ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать
адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению
собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются
на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения
основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как
науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться
различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как
формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и
истории парода, национально-культурной специфики русского языка, освоение
норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения;
способность объяснять значения слов с национально- культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход,
предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В
первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих
языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором
(под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые
отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского
(родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения
являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности
как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде
и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей
метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные
действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное
речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать
8

устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать
свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе
коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского
речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия
(формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь
рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие
тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую
информацию из различных источников; определять основную и второстепенную
информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от
коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе
с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные
универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель
деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости
изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).
Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах
речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие
речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения
родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой
деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и
об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения
должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка,
способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание
речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как
использование различных видов чтения, информационная переработка текстов,
различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в
соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими
нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в
основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека,
способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных
учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных
учебных заведениях.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной
программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии,
обеспечивающие формирование указанных компетенций:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе
разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков
речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст»,
«Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство
языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о
языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и
словообразование», «Лексикология и фразеология»,
«Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и
9

пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе
разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с
историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно
взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся
не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми
умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности,
развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют
представление о родном языке как национально- культурном феномене. При
таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт
использования языка в определенных ситуациях общения оказываются
неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и
количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный
характер.
МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК»
В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ) ПЛАНЕ
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает
обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего
образования в объёме 714 часов. В том числе: в 5 классе – 136 ч., в 6 классе –
136ч., в 7 классе – 136 ч., в 8 классе – 136ч., в 9 классе – 136 ч.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений.
Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения.
Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие.
Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова
и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных
гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс.
Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол,
прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена
существительные собственные и нарицательные, одушевленные и
неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное
число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род,
средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода
10

(ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное
написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания
-ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и
предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за
деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное
написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания
-а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к
огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в
творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание
падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном,
дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в
творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го
склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных,
относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные
и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые,
второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки
препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни
животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии
картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная
тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо
родителям.
Повторение пройденного за год
6 класс
Повторение.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с
одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных,
звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь. Двойные и непроизносимые
согласные.
Слово.
Состав слова.
Однокоренные слова. Части слова. Образование слов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне
11

слов.
Непроверяемые написания в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ.
Правописание приставок с О и А, приставка ПЕРЕ-, единообразное написание приставок
на согласные (С-, В-, НАД-, ПОД-, ОТ-)
Имя существительное.
Значение имени существительного и его основные грамматические категории: род, число,
падеж.
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе.
Склонение имен существительных во множественном числе. Падежные окончания.
Правописание родительного падежа сущ. Женского и среднего рода с основой на
шипящий.
Знакомство с существительными, употребляемыми только в единственном или только во
множественном числе.
Имя прилагательное.
Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи.
Умение различать род, число и падеж прилагательного по соответствующим признакам
существительного и согласовывать эти части речи.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе.
Предложение.
Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.
Члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов и с одиночным
союзом И, с союзами А, НО. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И, А, НО. Знаки препинания
перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Связная речь.
Упражнения в связной речи даются в процессе изучения всего программного материала.
Работа с деформированным текстом.
Распространение текста путем включения в него прилагательных.
Изложение рассказа по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по коллективно составленному плану.
Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имен
прилагательных.
Составление рассказа по опорным словам и данному плану.
Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в лес»,
«Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах» и др.)
Сочинение по коллективно составленному плану на материале личных наблюдений.
Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету, объявление.
Составление предложений и текстов краеведческого содержания.
Повторение пройденного за год.
7 класс
Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и
безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
Соответствие и несоответствие произношения написанию в слове. Нахождение
орфограммы в слове. Общий способ решения орфографических задач.
Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах.
Работа со школьным орфографическим словарем. Алфавит.
Текст. Повторение пройденного.
Повторение. Простое предложение, нераспространенное и распространенное.
12

Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом и. Знаки
препинания.
Распространение предложений однородными членами предложения. Составление
предложений с заданными однородными членами предложения.
Обращение, его место в предложении. Употребление обращения в диалоге.
Текст. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль (с опорой на
рисунки).
Корень, приставка, суффикс, окончание. Образование разных частей речи с помощью
приставок и суффиксов. Их дифференциация.
Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. Способы
проверки орфограмм в корне слова.
Правописание гласных и согласных в приставках. Разделительный твердый знак (ъ)
после приставок.
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Обогащение словаря сложными
словами, их активизация. Объяснение значения данных слов (по образцу). Составление
словосочетаний с данными словами, включение их в текст.
Текст. Повторение пройденного.
Части речи. Их различение. Составление словосочетаний, состоящих из разных частей
речи.
Существительное. Значение существительных в речи. Описание картин окружающей
действительности существительными. Образование сравнительных оборотов с союзом
как (один предмет похож на другой: глаза как бусинки).
Основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.
Существительные мужского и женского рода с шипящей на конце. Различение их по
родам в словосочетаниях. Правописание.
Три типа склонения существительных.
Ударные и безударные падежные окончания. Наблюдение за единообразным
написанием ударных и безударных падежных окончаний.
Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2 и 3-го
склонения в единственном числе. Проверка безударных окончаний существительных
каждого типа склонения способом подстановки существительного того же склонения и
падежа с ударным окончанием ( п о дороге — по земле, на дереве — на окне и т. д.).
Распространение предложений однородными членами, выраженными существительными
в заданной падежной форме.
Текст. Установление последовательности фактов, подтверждающих основную мысль в
тексте. Связь между ними с помощью слов сначала, потом, затем, наконец.
Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание предмета и его частей
словосочетаниями с прилагательными.
Использование прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок).
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Дифференциация
окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Склонение прилагательных женского рода. Постановка вопросов от существительного
к прилагательному в косвенных падежах.
Наблюдение за окончанием вопроса и окончанием прилагательного.
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка
безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса.
Распространение предложений однородными членами, выраженными
прилагательными в заданной падежной форме.
Глагол. Значение глаголов в речи. Использование глаголов для выражения сравнения
(прыгает, как мячик).
Время и число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с
13

существительными в роде и числе.
Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что
делать? что сделать?). Постановка глаголов в начальную форму.
Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания.
Текст. План текста. Деление главной части плана на подпункты, отражающие
последовательность предъявляемых фактов (примеров).
Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Правильное соотнесение
местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.
Употребление местоимения 2-го лица множественного числа (вы, Вы). Культура речи
при обращении к нескольким лицам и к одному человеку.
Изменение местоимений 3-го лица единственного числа по родам.
Использование местоимений как средства связи предложений в тексте. Замена
местоимениями повторяющихся существительных и словосочетаний с ними в рядом
стоящих предложениях.
Простое предложение с однородными членами. Перечисление без союзов и с
одиночным союзом и. Интонация перечисления. Знаки препинания. Распространение
предложений однородными членами, выраженными разными частями речи.
Однородные члены предложения с союзами а, но. Интонация сопоставления. Знаки
препинания.
Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания. Культура речи при
обращении.
Сложное предложение без союзов и с союзом и. Знаки препинания. Сравнение
сложного предложения с простым предложением. Смысловая и интонационная
законченность сложного предложения. Составление сложных предложений с опорой на
рисунки и схему сложного предложения.
Текст. Повторение пройденного.
Адрес. Повторение. Дополнение тематического словаря новыми адресными данными.
Заполнение конверта.
Поздравление. Повторение. Профессиональные праздники. Внесение личностно
значимых профессиональных праздников в календарь памятных дат. Расширение тематического словаря. Речевой этикет.
Заполнение лицевой и обратной стороны поздравительной открытки.
Записка. Повторение. Записка-извинение, записка-благодарность. Расширение
тематического словаря. Речевой этикет.
Составление записок-извинений и записок-благодарностей на заданные темы.
Письмо. Повторение. Выделение в тексте письма вопросов и просьб к адресату как
отдельной структурной единицы. Расширение тематического словаря. Коллективное сочинение писем на заданную тему, ответов на полученное письмо.
Объявление. Повторение. Объявления на улице и в газете. Расширение тематического
словаря. Тематика объявлений. Составление объявлений на заданные темы.
Объяснительная записка. Текст объяснительной записки, ее структурные части
(адресат, название деловой бумаги, объяснение, фамилия, имя, отчество и подпись
составителя, число). Тематический словарь.
Членение текста объяснительной записки на структурные части и правильное
расположение их на листе бумаги.
Составление объяснительной записки из отдельных структурных частей.
Дополнение текста объяснительной записки пропущенными структурными частями.
Тематика объяснительных записок. Составление объяснительных записок на заданные
темы.
8 класс
Повторение
14

Простые и сложные предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с
союзами и, а, но и без союзов.
Слово
Состав слова. Однокоренные слова, подбор однокоренных слов, относящихся к
различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных
гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без
них.
Части речи
Имя существительное
Основные грамматические категории имени существительного, склонение имён
существительных, правописание падежных окончаний имён существительных
единственного и множественного числа.
Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное
Согласование имён прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном
числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Глагол
Значение глагола в речи. Неопределённая форма глагола на –ть, -чь, -ти.
Изменение глагола по временам. Изменение глагола по лицам. Спряжение глагола.
Различие окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Правописание безударных личных
окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Наречие
Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Наречия, отвечающие на вопросы как? где? когда? куда? откуда?
Предложение
Простые и сложные предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены
предложения в качестве однородных. Распространённые однородные члены предложения.
Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но,
повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь
Работа с деформированным текстом. Изложение текста с изменением лица и
времени. Сочинение по картине с дополнением предшествующих событий. Продолжение
рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Сочинение по
личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности.
Деловое письмо: объявление, телеграмма, заполнение бланков по платежам за
коммунальные услуги.
Повторение пройденного за год.
9 класс.
Повторение (16 ч.)
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение.
Сложное предложение с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что.
15

Состав слова. Текст. (14 ч.)
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных
гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда
приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от
произношения: без-(бес), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без
соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Части речи. Текст. (84 ч.)
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические
категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен
существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного
с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов Iи II спряжения, глаголов с -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и
порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200, 300,400,90.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог.
Употребление в речи.
Предложение. Текст. (18 ч.)
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения
распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со
словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в
предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней;
большая буква в прямой речи.
Связная речь (4)
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,
практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на
конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
III.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
К принципиальному отличию новых образовательных стандартов следует
отнести усиление их ориентации на результаты образования. Важнейшей задачей
современной системы образования является формирование совокупности
16

универсальных учебных действий (УУД). Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программы основного общего образования являются:
17

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными
учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и
родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий языка;
18

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а
также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.

19

IV.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
5 класс (136 часов в год)
№ п/праздела
I.
1.1
1.2
II.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
III.
3.1
3.2
3.3
3.4
IV.
V.
Итого

Наименование раздела/
подраздела.
Повторение.
Звуки и буквы.Текст.
Предложение. Текст.
Состав слова.
Корень
Окончание
Приставка
Суффикс
Правописание безударных гласных в
корне
Правописание парных звонких и
глухих согласных в корне
Части речи.
Понятие о частях речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предложение. Текст.
Повторение.

Количество часов

18 часов
17 часов
34 часа
3
2
3
4
6
16
50 часов
7
19
13
11
9 часов
8 часов
136 часов

6 класс (136 часов в год)
№ п/п раздела
I.
1.1
1.2
II.
2.1
2.2
2.3
2.4
III.
3.1
3.2
3.3
3.4
IV.
V.
Итого

Наименование раздела/
подраздела.
Повторение.
Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.
Состав слова
Состав слова
Правописание безударных гласных в
корне
Правописание звонких и глухих
согласных в корне
Правописание приставок
Части речи
Понятие о частях речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предложение. Текст.
Повторение

Количество часов

8 часов
11 часов
29 часов
7
3
5
14
72 часа
2
29
25
16
8 часов
8 часов
136 часов

20

7 класс (136 часов в год)
№ п/п
раздела
I.
1.1
1.2
II.
2.1
2.2
2.3
2.4
III.
3.1
3.2
3.3
3.4
IV.
V.
VI.
Итого

Наименование раздела/ подраздела. Количество часов
Повторение.
Звуки и буквы. Текст.
Предложение. Текст.
Состав слова. Текст.
Состав слова
Правописание гласных и согласных в
корне
Правописание приставок
Сложные слова
Части речи
Понятие о частях речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Местоимение
Предложение.
Повторение

6 часов
12 часов
20 часов
4
4
3
9
64 часа
2
26
16
20
11 часов
15 часов
8 часов
136 часов

8 класс (136 часов в год)
№ п/праздела

Наименование раздела/ подраздела

Количество часов

I.
1.1
1.2
1.3
II.
2.1
2.2

Повторение.Предложение.
Предложение.
Однородные члены предложения.
Обращение.
Состав слова. Текст.
Состав слова.
Правописание гласных и согласных в
корне и приставке.
Сложные слова.
Части речи. Текст.
Различие частей речи.
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение.
Глагол.
Наречие.
Предложение. Текст.
Повторение

8 часов
2
2
4
16 часов
3
5

2.3
III.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
IV.
V.
Итого

8
91 час
1
17
17
19
21
16
11 часов
10 часов
136 часов
21

9 класс (136 часов в год)
№ п/праздела

Наименование раздела/ подраздела.

Количество часов

I.
II.
2.1
2.2
III.

Повторение. Предложение.
Состав слова
Состав слова, образование новых слов.
Сложные и сложносокращенные слова.
Части речи. Текст.

6 часов
12 часов
5
7
95 часов

3.1

Имя существительное

17

3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
IV.
V.
Итого

Имя прилагательное
Местоимение.
Глагол
Наречие.
Имя числительное.
Предложение. Текст.
Повторение

16
13
22
14
13
15 часов
8 часов
136 часов

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Э. В. Якубовская,Н. Г. Галунчикова «Русский язык»5 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 5- издание - М. «Просвещение», 2020 г.
2. Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, Я. В. Коршунова Русский язык рабочая тетрадь
5 класс, 5-е издание - М. «Просвещение» 2020г.
3.
Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова, Рабочие тетради по русскому языку для 5-9
классов «Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
4.
Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык» 6 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 5- издание - М. «Просвещение», 2020 г.
5.
Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова «Русский язык» 7 класс. Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 7-е издание - М. «Просвещение», 2021 г.
6.
Э. В. Якубовская,Н. Г. Галунчикова«Русский язык» 8 класс.Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 7-е издание - М. «Просвещение», 2020 г.
7.
Э. В. Якубовская,Н. Г. Галунчикова«Русский язык» 9 класс.Учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы 8-е издание - М. «Просвещение», 2021 г.
8.
Словари по русскому языку.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Русский язык Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык. 9 класс.
Учебник
для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
22

адаптированные основные общеобразовательные программы. /УМК
"Русский язык" Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. (5-9Дополнительная
литература
Словари и
справочники:
1. М.Т. Баранов. Русский язык. Справочные материалы. - М.:
Просвещение,1984- 1993г.г.
2. Е.А. Левашов. Словарь прилагательных от географических
названий. – М.: Русский язык, -1986г.
3. Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико –
орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1975, 1991г.
4. А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского
языка. – М.: Просвещение, - 1978.
5. М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.:
Просвещение,
- 1981.
6. В.П. Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь
русского языка. – М.: Просвещение, - 1986,1989,1994г.
7. И.С. Лапатухин и др. Школьный толковый словарь русского
языка. – М.: Просвещение, - 1981.
8. М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка в 4 т. – М.:
Прогресс, - 1986г.
9. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, - 1984.
10. В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.:
Просвещение, - 1983, 1990г.
11. Т.И. Козлова. Школьный толковый словарь. М.: Айрис – Пресс, - 2007.
12. Пильчугова. Школьный этимологический словарь.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
 Русский язык. Вопросы и ответы на экзаменационные билеты. 9/11 класс.
Литературное агентство «Научная книга», 2009.
 Репетитор. Русский язык. АОЗТ «1С», 1999.
 Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. ЗАО «Инновационные
технологии», 2007.
8. http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ
'1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические
системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и
др.
9. http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно10. информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой
политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики. http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно:
нормы современного русского языка. Помощь школьникам и
абитуриентам.
11. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по
русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский общеобразовательный
портал http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
12. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
13. claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5…Изложения для 5-11 классов
23

http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 классов
http://www.lingling.ru14. Лингвистика для школьников
15.
http://www.ruscorpora.ru –
Обучающий корпус Национального корпуса русского языка
http://www.stadiorum.ruscorpora.ru
– Образовательный портал
Национального
16. корпуса русского языка
17. http://shool.keldysh.ru - Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале
массового учителя/ Московский институт открытого образования.
Методическая лаборатория информационной поддержки развития
образования
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Главным условием для реализации образовательной программы является
сам учитель, владеющий методикой преподавания курса, имеющий хорошо
развитые коммуникативные и организаторские способности.
Необходимым условием реализации программы является создание
информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с
использованием современных информационно- коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с
нарушениями интеллекта, родителей (законных представителей), педагогов к
сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам,
предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем
направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных,
аудио- и видеоматериалов.
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3.Средства телекоммуникации (выход в Интернет)
4.. Экран навесной
5. Таблицы по орфографии:
 Непроверяемые и проверяемые гласные в корне
 Чередующиеся гласные в корне, зависящие от значения корня
 Чередующиеся гласные в корне, зависящие от ударения
 Чередующиеся гласные в корне, зависящие от суффикса
 Чередующиеся гласные в корне и его конечная согласная
 Н и НН в суффиксах прилагательных
 Суффиксы глаголов
 Суффиксы имён существительных
 Правописание некоторых буквосочетаний в именах существительных
 Правописание приставок
 Правописание корней с чередованием
 Правописание причастий
 Правописание морфем (приставки, корня, суффикса)
18. Таблицы по пунктуации:
 Разделы русской пунктуации
24










Обобщающие слова при однородных членах
Уточняющие члены предложения
Тире между подлежащим и сказуемым
Однородные члены предложения
Знаки препинания в сложных предложениях с союзом как
Обособление приложений
Обособленные определения
Обособленные обстоятельства

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Словари:
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней
школы. М.: Просвещение, 2001.
1. Образовательные плакаты.
2. Образовательные таблицы.
3. Репродукции картин.
4. Средства оперативной связи.
5. Индивидуальные карточки.
6. Электронные образовательные ресурсы.
Протокол педсовета № 2 от 20.02.2025г

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».