родной язык 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Курмышская средняя школа

Утверждено
директором школы
№ 79 О.Д.
от «26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной (русский) язык».
для обучающихся 9 класса

с.Курмыш 2024

I.
Планируемые результаты освоения
учебного предмета «Русский родной язык»
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» должно
обеспечивать:
воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке
как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его
уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на
уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний,
умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1.
Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа,
говорящего на нём:
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире;
осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития
языка с историей общества;
осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом,
правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с
суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох;
понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочнохарактеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих
традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национальнокультурным
компонентом;
комментирование
истории
происхождения таких
фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого
общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок,крылатых слов и
выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление
пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого
общения;
характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и
заимствованная; понимание процессов заимствования лексики как результата
взаимодействия национальных культур; характеристика заимствованных слов по языкуисточнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние); распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка
в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика

старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке;
распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;
общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение
значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное
употребление иноязычных слов;
понимание причин изменений в словарном составе языка, перераспределения
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения
устаревших слов с национально-культурным компонентом; определение значения
современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и
стилистической окраске;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание
диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия
диалектизмов;
осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и
внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в
современном русском языке;
соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики
русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;
использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о
назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи:
толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов,
фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей
пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей;
словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.
2. Овладение
основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами
речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой
практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики
и фразеологии языка:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка
для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного
языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными
нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного
языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность;
осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования
русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и
осуществлять их совершенствование и развитие;
соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного
русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных,
глаголов‚ полных причастий‚ кратких форм страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастий‚ наречий; произношение гласных [э]‚ [о] после мягких согласных и
шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных

по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения;
произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт;
произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твердого [н] перед
мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ.; постановка ударения в
отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных; глаголов(в
рамках изученного); в словоформах с непроизводными предлогами‚ в заимствованных
словах;
осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;
различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом
речи и стилями речи;
различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление
слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;
понимание активных процессов в области произношения и ударения;
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного
языка: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности; нормы употребления синонимов‚
антонимов‚ омонимов‚ паронимов; употребление слова в соответствии с его лексическим
значением и требованием лексической сочетаемости; употребление терминов в научном
стиле речи‚ в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание
частотных примеров тавтологии и плеоназма;
различение стилистических вариантов лексической нормы;
употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом
стилистических вариантов лексической нормы;
употребление синонимов, антонимов‚ омонимов с учётом стилистических вариантов
лексической нормы;
различение типичных речевых ошибок;
редактирование текста с целью исправления речевых ошибок;
выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;
соблюдение основных грамматических норм современного русского
литературного
языка:
употребление
заимствованных
несклоняемых
имен
существительных; сложных существительных; имён собственных (географических
названий); аббревиатур‚ обусловленное категорией рода; употребление заимствованных
несклоняемых имён существительных; склонение русских и иностранных имен и фамилий;
названий географических объектов‚ употребление отдельных грамматических форм имен
существительных, прилагательных (в рамках изученного);склонение местоимений‚
порядковых и количественных числительных; употребление отдельных форм имен
существительных в соответствии с типом склонения, родом, принадлежностью к разряду
одушевленности – неодушевленности; словоизменение отдельных форм множественного
числа имени существительного‚ глаголов 1 лица единственного числа настоящего и
будущего времени; формообразование глаголов совершенного и несовершенного вида‚
форм глаголов в повелительном наклонении; употребление имен прилагательных в формах
сравнительной степени‚ в краткой форме‚ употребление в речи однокоренных слов разных
частей речи; согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе
количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным
существительным со значением лица женского рода; согласование сказуемого с
подлежащим, выраженным сочетанием числительного и существительным; согласование
определения в количественно-именных сочетаниях с числительными; построение
словосочетаний по типу согласования; управление предлогов благодаря, согласно, вопреки;
употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания‚ употребление предлога по с
количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением;
построение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами‚

предложений с косвенной речью‚ сложных предложений разных видов;
определение типичных грамматических ошибок в речи;
различение вариантов грамматической нормы: литературных и разговорных форм
именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚форм
существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚
различающихся по смыслу‚ литературных и разговорных форм глаголов‚ причастий‚
деепричастий‚ наречий;
различение вариантов грамматической синтаксической нормы‚ обусловленных
грамматической синонимией словосочетаний‚ простых и сложных предложений;
правильное употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с
учётом вариантов грамматической нормы;
правильное употребление синонимических грамматических конструкций с учётом
смысловых и стилистических особенностей; редактирование текста с целью исправления
грамматических ошибок;
выявление и исправление грамматических ошибок в устной речи;
соблюдение основных норм русского речевого этикета: этикетные формы и
формулы обращения; этикетные формы обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;
употребление формы «он»;
соблюдение этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного
общения, лежащих в основе национального речевого этикета;
соблюдение русской этикетной вербальной и невербальной манеры общения;
использование в общении этикетных речевых тактик и приёмов‚ помогающих
противостоять речевой агрессии;
использование при общении в электронной среде этики и русского речевого этикета;
соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового
общения;
понимание активных процессов в русском речевом этикете;
соблюдение основных орфографических норм современного русского
литературного языка(в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского
литературного языки(в рамках изученного в основном курсе);
использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения
лексического значения слова, особенностей употребления;
использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических
словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;
использование словарей синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для
уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а
также в процессе редактирования текста;
использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы
формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;
опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;
использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для
определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной
речи.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи
современных средств устной и письменной коммуникации):
владение
различными
видами
слушания
(детальным,
выборочным‚
ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных,
художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи;

владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать
фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные
факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами;
умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать
причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и
определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический
план текста;
проведение анализа прослушанного или прочитанного текста с точки зрения его
композиционных особенностей, количества микротем; основных типов текстовых структур
(индуктивные,
дедуктивные,
рамочные/
дедуктивно-индуктивные,
стержневые/индуктивно-дедуктивные);
владение умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; приёмами работы с заголовком текста, оглавлением, списком
литературы, примечаниями и т.д.; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использование
графиков, диаграмм, схем для представления информации;
владение правилами информационной безопасности при общении в социальных
сетях;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения:
убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение
извинений, поздравление; и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от
инициативы, завершение диалога и др.
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в
споре;
умение строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных
видов (ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка), рецензию на
проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения
собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта;
оценки;
создание устных и письменных текстов описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение;
создание устных и письменных текстов аргументативного типа (рассуждение,
доказательство, объяснение) с использованием различных способов аргументации,
опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика
демонстрации); оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;
создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности;
оформление реферата в письменной форме и представление его в устной форме;
чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров(девиз,
слоган, путевые записки, проблемный очерк; тексты рекламных объявлений);
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных
текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц,
притч и т.п.); определение фактуальной и подтекстовой информации текста, его сильных
позиций;
создание объявлений (в устной и письменной форме); деловых писем;
оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения их
эффективности, понимание основных причин коммуникативных неудач и объяснение их;
оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного

словоупотребления;
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и
формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты освоения программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
3. Понимание родного языка и родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о
лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного
языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и
оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
4. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
5. Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.
6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных
идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности
продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и
организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций
анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов

взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского
потенциала).
9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные
этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.
11. Сформированность основ экологической культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и
ресурсы для решения задачи и достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения

запланированных характеристик результата;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности выполнения учебной
задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;

фиксировать и анализировать динамику собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:

подбирать
слова,
соподчиненные
ключевому
слову,
определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого
слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять
обстоятельства,
которые
предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию;

подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с
целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий,
явлений, процессов;

определять идею текста;

преобразовывать текст;

оценивать содержание и форму текста.
3. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:


выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
проектные работы.
4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:

отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);

представлять в устной или письменной форме развернутый
план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;

создавать письменные оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;

использовать вербальные и невербальные средства или
наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные
ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с
помощью средств ИКТ;

выбирать,
строить
и
использовать
адекватную
информационную модель для передачи своих мыслей средствами
естественных и формальных языков в соответствии с условиями
коммуникации;


использовать компьютерные технологии (включая выбор
адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и
сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных
задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и
для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила
информационной безопасности.
При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы.
В ходе изучения произведений родной литературы обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности.
В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением
выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в
ситуациях неопределенности.
Предметные результаты
Ученик научится:
1) взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;
4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний
стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного
языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;
6) осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой
культуры;
Ученик получит возможность научиться:
1) систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и
грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи
грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке
адекватно ситуации и стилю общения;
3) ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные
этнокультурные традиции;
6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически
оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
При изучении курса «Родной язык»
Выпускник научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного
материала;

–

владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной
переработки
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка;

– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
– участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности
в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
– создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров
с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
– анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
– проводить лексический анализ слова;
– опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,олицетворение);
– соблюдать основные языковые нормы в устной и письменнойречи.
II.

Содержание учебного предмета Родной язык (русский)

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС - 18 часов

Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая
значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений
художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и
внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском
языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава
языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой
фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных
вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚
связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря,
согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с
распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение
словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово
– обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе
словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же
падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с
косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы
в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических
словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков,
диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые
особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении.
Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
III.
№

1

Раздел

Язык и
культура

2

3
4
5

Культура
речи

6

7

8

9

10
11
12
13

Речь.
Речевая
деятельно
сть. Текст

Тематическое планирование

Тема урока

Кол.
часов

Русский язык как зеркало
национальной культуры и истории
народа.
Русский язык как зеркало
национальной культуры и истории
народа.
Развитие языка как объективный
процесс.
Основные орфоэпические нормы.
Основные лексические нормы
современного русского
литературного языка.
Основные синтаксические нормы
современного русского
литературного языка:
словосочетание и простое
предложение.
Основные синтаксические нормы
современного русского
литературного языка: сложное
предложение.
Основные синтаксические нормы
современного русского
литературного языка: сложное
предложение.
Синонимия простых и сложных
предложений; разных видов
сложных предложений.
Русский язык в Интернете.

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1
1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru/

Виды преобразования текстов:
аннотация, конспект.
Официально-деловой стиль.
Учебно-научный стиль. Доклад,
сообщение.

1

https://resh.edu.ru/

1
1

https://resh.edu.ru/
https://resh.edu.ru/

Учебно-научный стиль. Речь
оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль.
Проблемный очерк.
Язык художественной литературы.
Контрольная работа в виде
испытаний (тест). Промежуточная
аттестация

14
15
16
17.
Итого.

1

https://resh.edu.ru/

1

https://resh.edu.ru /

1
1

https://resh.edu.ru/

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».