Математические представления_АООП_2 вариант

2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская
средняя школа

Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 21.08.2023г. № 77 О.Д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математические представления»
4 класс (Вариант II)

С Курмыш 2023г
3

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам
освоения

адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2) и направлена на достижение учащимися, личностных и
предметных результатов по предмету «Математические представления»
Нормативные документы для составления рабочей программы:


Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об
образовании в Российской Федерации"



Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;



Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599)


Федеральный перечень учебников;



АООП

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) УМК:


Алышева Т.В.Математика. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. В 2 ч.

2-е

изд./Т.В.Алышева.- М.: Просвещение, 2011.


Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для
учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 1 класс. В 2 ч. /Т.В.Алышева.- М.: Просвещение, 2010.

Программа, по которой работает учитель: Программы образования
учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.
Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,
2011г
4

Срок реализации программы – 2023-2024 уч. год
2.Общая характеристика учебного предмета
Целью обучения предмета «Математические представления» детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью является формирование у
учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметнопрактической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их
восприятию «картины мира».
Задачи обучения. Содержание учебного предмета «Математические
представления

и

конструирование»

направлено

на формирование и

преобразование получаемого детьми элементарного математического и
конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного
овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для
социально-бытовой адаптации учащихся. Эта задача решается в предметноманипулятивной, предметно-практической, игровой, трудовой, речевой, а
также в элементарной учебной деятельности. Большую роль в процессе
формирования элементарных математических представлений и навыков
конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
играет чувственное познание, на основе которого становится возможным
научить их элементарной бытовой деятельности и сформировать у них
навыки невербального и доступного вербального общения.
Содержание математического развития и формирования конструктивных
навыков и умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
направлено на создание условий для усвоения ими элементарных научных
понятий. В то же время необходимо отметить, что в «Программе»
формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это
лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только
если интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья
позволяют сделать это.
В ходе реализации задач учебного предмета, «Математические
представления и конструирование», особое внимание обращается на
5

практическую направленность знаний, умений, и навыков, которые
формируются у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их
социально-бытовой адаптации.
В

соответствии

с

требованиями

базовой

программы,

курс

«Математические представления» в 4 классе призван решить разнообразные
образовательные, развивающие и воспитательные задачи:
 формирование речевой среды, речевой активности, интереса к
предметному миру и человеку;
 формирование

предметных

и

предметно-игровых

действий,

способности к коллективной деятельности;
 формирование

и

расширение

словарного

запаса,

связанного

с

содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового,
трудового опыта;
 формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем
социальном окружении;
 развитие

элементарной,

жизнеобеспечивающей

пространственно-величинных,

временных

и

ориентировки

в

количественных

отношениях окружающей действительности;
 формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях,
измерении на наглядно представленном материале в бытовых
ситуациях;
 формирование элементарных общеучебных умений;
 развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера
на

основе

ознакомления

с

бытовыми,

здоровьесберегающими

ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов
наглядно-образного и логического мышления;
 общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
 воспитание отношения к сверстнику как объекту взаимодействия
6

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается
через использование в образовательном процессе специальных методов и
приемов, создание специальных условий, перераспределение содержания
программы по годам обучения.
Основные направления коррекционной работы:


комплексное воздействие на учащегося, целью которого является
активизация речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности;



использование «зоны актуального развития», проектирование «зоны
ближайшего развития»;



формирование

и

развитие

положительной

мотивации

учебно-

познавательной деятельности;


осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;



практическое освоение умений коллективной деятельности и навыков
социального поведения;



использование охранительно-педагогического режима обучения.
В работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

используются здоровьесберегающие, интерактивные, игровые, развивающие
технологии. Уроки строятся таким образом, чтобы были задействованы три
составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. На
уроках используются словесные, наглядные и практические методы
обучения. Формами обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью

являются

уроки-занятия,

ориентированные

на

игровой,

практический и наглядный метод обучения с частичным использованием
словесного

метода,

который

применяется

только

в

сочетании

с

вышеперечисленными методами.
Текущий контроль обучающихся в 3 классе VIII вида (II варианта) в
течение

учебного

года

осуществляется

качественно,

без

фиксации

достижений обучающихся в классном журнале. Допускается словесная
объяснительная оценка. Результат продвижения учащихся в обучении
определяется на основе анализа их деятельности в начале и конце года.
7

3. Место учебного предмета Учебный предмет «Математические
представления» входит в образовательную область «Математика»
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Общее количество часов в соответствии с программой: 72 ч
I четв.- 18 ч

II четв- 14 ч.

III четв.- 22 ч.

IV четв.- 18 ч.

4.Планируемые (предполагаемые) результаты усвоения программы
Планируемые результаты освоения обучающимися:
личностные
 освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки

на основе

представлений

о

нравственных

нормах,

общепринятых правилах;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить выход из спорных ситуаций;
 основы

персональной

идентичности,

осознание

своей

принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
 социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
 овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире.
предметные
 Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
 Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
 Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один –
много).
 Умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность
8

событий, определять время по часам, соотносить время с началом и
концом деятельности.
 Умение

соотносить

число

с

соответствующим

количеством

предметов, обозначать его цифрой.
 Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.
Сформированность

базовых

учебных

действий

(Программа

формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на
развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной
основной образовательной программой общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью (вариант 2)
Группа БУД

Учебные действия и умения.
- входить и выходить из учебного помещения со
звонком;

1.

Подготовка

ребенка

к

нахождению

и

обучению в среде
сверстников,

к

эмоциональному,

группой
обучающихся.

учебного

помещения),

пользоваться

учебной

мебелью;
-

адекватно

использовать

ритуалы

школьного

поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;

коммуникативному
взаимодействию

- ориентироваться в пространстве класса (зала,

с

- принимать цели и произвольно включаться в
деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем
темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс,
другие необходимые помещения.

2.

Формирование - направленность взгляда (на говорящего взрослого,

учебного

на задание):

поведения:

- умение выполнять инструкции педагога:
9

- использование по назначению учебных материалов:
-

умение выполнять действия по образцу и по

подражанию:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на
выполнении посильного задания 3-4 мин.
3.

Формирование 2) от начала до конца:

умения

выполнять -

задание:

при

организующей,

направляющей

помощи

способен выполнить посильное задание от начала до
конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания

4.

Формирование

умения
самостоятельно
переходить
одного

от
задания

(операции,
действия) к другому
в

соответствии

с

расписанием

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с
помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности
(словесный

или

наглядный

план)

с

помощью

педагога.

занятий,
алгоритмом
действия и т.д.
5. Критерии

и

нормы

оценки

знаний, умений и навыков

обучающихся.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой
и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными
нарушениями

в

развитии)

по

учебному предмету

«Математические

представления» проводится на основании выявленных у обучающихся
10

умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и
предметными результатами освоения АООП.
Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся проводится
учителем класса в режиме текущего занятия. В групповой форме работы –
учитель контролирует самостоятельность обучающихся при выполнении
каждого задания, при необходимости оказывает помощь, показывая способ
действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает
выполнять предметно-практическое действие.
Промежуточная аттестация
Задание 1. «Группировка форм»
Цель: Задание направлено на выявление зрительной ориентировки на форму
предметов, умение выделять форму в предмете.
Вариант задания:
Оборудование: на наборном полотне у учителя карточки с изображением 4-х
форм – круг, квадрат, треугольник, овал; коробки с изображением этих форм;
ящик с игрушками, предметами и строительным материалом.
Проведение: учитель ставит на стол коробки с изображением знакомых форм
и предлагает детям разложить игрушки по коробкам, указывая на то, что в
каждой коробке должны лежать свои игрушки и предметы. Обучающиеся по
очереди берут 2-3 предмета из ящика и раскладывают их по коробкам. При
этом каждый раз называя форму в предмете: «Я взял коробочку, она похожа
на квадрат», «Я взял колечко, оно похоже на круг», «Я взял елочку, она
похожа на треугольную форму», «Я взял кирпичик, он похож на квадрат» и
т.д.
Действия, которые необходимо оценить в процессе задания
Умение зрительно выделять форму в предмете (4).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
11

2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после
оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания___баллов.
Задание 2. «Подарок для друга»
Цель: Задание направлено на выявление практической ориентировки на
длину предмета в житейской ситуации, умение сравнивать предметы по
длине.
Вариант задания:
Оборудование:

коробочки

с

подарками

(поделками

из

природного

материала), ленточки одинакового цвета разной длины (4) (самая длинная- 40
см, покороче - 30 см, короткая - 20 см, самая короткая -10 см) по количеству
детей в классе.
Проведение: учитель показывает детям коробочки с подарками и говорит,
что дети должны упаковать свои подарки для друга, завязать на коробочках
бантики. Рассматривает ленточки, обращает внимание детей, что ленточки
разной длины. Обучающимся надо выбрать самую длинную ленточку и
привязать бантик на ней. Дети практическим действием проверяют
правильность

своего

выбора,

объясняют

свой

выбор

в

словесных

высказываниях. Если ребенок выбирает другую ленточку, то бантик завязать
не получается. Детям дается возможность выбора ленточки второй раз и
объяснить необходимость этого выбора.
Действия, которые необходимо оценить в процессе задания
Умение

практически

ориентироватьсяна

длину

предметов

(внешнее

свойство), умение сравнивать предметы по длине (4).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после
12

оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания___баллов.
Протокол оценки по 2 заданиям:
№

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Группировка форм»

….

2

Задание 2 «Подарок для друга»
Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2 балла – программный материал не усвоен
3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне
6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне
Итоговая аттестация
Задание 1. «Формы в предметах»
Цель: Задание направлено на выявление зрительной ориентировки на форму
предметов.
Вариант задания.
Оборудование: настольно-печатная игра «Найди форму в предметах».
Проведение: перед обучающимся кладут картинки с изображением знакомых
форм (4): круг, квадрат, треугольник, овал. Педагог показывает различные
предметные картинки с изображением знакомых форм и предлагает
подобрать к знакомым формам соответствующие предметные изображения.
Действия, которые необходимо оценить в процессе задания
Умение зрительно выделять форму в предметах (восприятие внешних
свойств предметов, (выбор из 4-х).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после
13

оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания___баллов.
Задание 2.«Соотнесение количеств»
Цель: выявить умение сравнивать предметы по количественному признаку,
используя прием приложения, определять количественный признак: поровну,
столько- сколько, больше, меньше.
Оборудование: наборное полотно, красочные силуэты зайчиков, белочек,
бабочек, елок; морковок, шишек, цветов, грибов (по 3 каждого силуэта).
Инструкция:
Педагог предлагает рассмотреть красочные силуэты и по очереди вставляет
их в наборное полотно (разное количество 1, 2, 3, 4, 5); предлагает по
очереди каждому ребенку свое задание – «вставить столько грибов, сколько
елочек»; «столько морковок, сколько зайчиков», «сколько белочек, столько
шишек», «сколько бабочек, столько цветов» и т.д..
Действия, которые необходимо оценить в процессе задания
Умение соотносить предметы по количественному признаку (восприятие
количества, сравнение).
Критерии оценки выполнения задания:
1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил задание только с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно часть заданий или все задание после
оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания___баллов.
Протокол оценки по 2 заданиям:
№

Наименование

Оценка

1

Задание 1 «Формы в предметах»

….

2

Задание 2 «Соотнесение количества»
14

Итого за 2 задания

СУММА БАЛЛОВ

Оценка итоговых достижений
2 балла – программный материал не усвоен
3-5 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне
6-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне
6. Содержание учебного предмета
Тематический план
№ п/п Содержание учебного материала

Количество
часов

1

Диагностика

4

2

Количественные представления

29

3

Представления о форме

10

4

Представления о величине

5

5

Пространственные представления

6

6

Временные представления

6

Повторение

8

Диагностические контрольные работы

4

Итого

72

Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами
конструктивных материалов и расположением их в пространстве. Игры и
упражнения на группировку элементов строительных наборов (кубики,
бруски, пластины, треугольные призмы) по двум-четырем образцам,
соотнесение их с плоскостными фигурами по подражанию и образцу
действиям учителя.
Игры со строительными материалами и дидактическими игрушками
(сборно-разборными,

мозаикой,

палочками).

При

конструировании

совместных построек (по подражанию или по образцу) из трех-четырех
элементов строительного набора учащиеся побуждаются взаимодействовать
друг с другом (уроки в малых группах — 2-3 ученика). Обыгрывание
15

постройки совместно с учащимися, стимулируя при этом малейшее
проявление их самостоятельности.
Конструирование по образцу и по словесной инструкции знакомых
объектов: гараж, ворота, забор. Совместное с учащимися обыгрывание
постройки.

Обучение

конструированию

одно-двухэтажного

дома

из

различных строительных наборов. Счет этажей. Определение верхнего и
нижнего этажа (внизу — наверху).
Совместные с учащимися игры со сборно-разборными игрушками, с
разрезными картинками, с вырубными сюжетными картинками (вырублены
три-четыре части круглой, квадратной, треугольной формы).
Обучение учащихся складыванию разрезных картинок из двух-трех
частей по образцу иллюстрированных кубиков из четырех частей (в
соответствии

с

изучаемыми

лексическими

темами

—

предметные

изображения).
Создание

совместно

с

учениками

плоскостных

композиций,

объединенных единым сюжетом, одной лексической темой, в играх и
игровых упражнениях с водой и различными полистироловыми фигурами,
которые, намокнув, «прилипают» к кафельной или зеркальной стене.
В совместных с учащимися играх создание знакомых им объектов из
конструкторов Lego (по подражанию, а затем по образцу).
Конструктивные игры с фигурами из дерева, пластмассы, полимерных
материалов: «Гараж для автомобиля», «Забор из кирпичиков и кубиков»,
«Мебель для матрешки (куклы, зайчика)», «Построим башню: кубик на
кубик», «Сделай, как у меня», «Скамейка для зайчика», «Спрячь матрешку
(куклу) в дом» и др.
Количественные представления. Совместные с учащимися действия
с множествами, а также действия присчитывания с использованием
объемного и плоскостного счетного материала.
Игры и упражнения на обозначение общего количества сосчитанных
объектов последним произнесенным числом, сопровождение произнесения
16

обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах
(упражнения выполняет учитель, а учащийся контролирует: правильно или
неправильно — образец ответа дает учитель).
Игровые упражнения на формирование у учащихся представлений о
составе числа (в пределах двух).
Упражнения на выбор двух предметов (игрушки, картинки и т. п.) из
множества. Показ на пальцах: чисел 1-10. Выкладывание цифр 1-9 из
палочек, веревки, лепка из пластилина или пата, зарисовка на доске, на
бумаге. «Письмо» цифр но трафаретам и по точкам. Упражнения в
самостоятельном письме цифр на грифельной доске, на листе бумаги, в
тетради (исходя из индивидуальных возможностей учащихся).
Практические упражнения на выделение количества: много, мало,
пусто, один, два (с использованием плодов, воды, геометрических фигур,
игрушек, картинок).
Упражнения в набрасывании колец на игровой модуль «Набрось
колечко» — много, мало колец, одно кольцо, два колыша и т. п.
Закрепление практических действий с песком в столе-ванне. Игры и
игровые упражнения на сравнение одинаковых объемов песка, находящегося
в разном физическом состоянии (сухой и мокрый): учащиеся с помощью
барического чувства определяют, какая емкость тяжелее.
Игровые упражнения на выделение количества предметов (один, два,
много) на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный
мешочек».
Формирование у учащихся умений по словесной инструкции выделять
предметные множества: один, два, много предметов.
Представления о форме. Игры и упражнения на закрепление
сформированных ранее представлений учащихся о геометрической форме.
Упражнения с Монтессори-материалами, игровые упражнения с
полифункциональными модульными наборами типа «Радуга», «Гномик»,
«Горка» и др.
17

Дидактические игры и игровые упражнения на идентификацию
предметов с ориентировкой на форму (по образцу и словесной инструкции),
сравнение их и установление сходства и различия: такой — не такой.
Представления о величине. Совместные с учащимися игры, игровые
упражнения и наблюдения на сопоставление двух объектов по величине
{большой — маленький, длинный — короткий), используя приемы наложения
и приложения.
Знакомство учащихся с величинными представлениями: толстый —
тонкий. Пиктограммы «толстый», «тонкий». (Интеграция с уроками по
предмету «Альтернативное чтение».)
Выполнение заданий на раскрашивание, штриховку, обводку по
трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам (вместе с
учителем и самостоятельно).
Практические действия, игры и игровые упражнения на формирование у
учащихся представлений об относительности (транзитивности) величины
(толстый гриб далеко — тонкий гриб близко и т. п.).
Пространственные представления. Практические действия, игры и
игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве.
Побуждение детей к использованию вербальных и невербальных средств для
передачи

пространственных

отношений.

Активное

использование

конструктивных игр, игр с полифункциональным оборудованием. Знакомство
с пиктограммами «большой», «маленький», «длинный», «короткий» (см.
альбомы пиктографических кодов). (Интеграция с уроками по предмету
«Альтернативное чтение».)
Временные представления. Совместные с учащимися наблюдения за
погодными явлениями; выделение контрастных времен года по наиболее
характерным признакам и называние их, а также изображение погодных
явлений, людей и животных (в разное время суток) с помощью мимики и
пантомимики.
18

Знакомство
светильников,

учащихся

моделей

с

астрономическими

астрономических

объектами

символов:

в

солнце,

виде
луна.

Использование их в театрализованных играх с учащимися.
Занятия в темной сенсорной комнате с использованием интерактивных
панно и светильников (занятия проводят учитель и педагог-психолог) и т. д.
Объяснение учащимся значений слов сегодня, завтра, используя
конкретные примеры из их жизни.
Игры и упражнения на ознакомление со свойствами и качествами
конструктивных материалов и расположением их в пространстве.
Уточнение представлений учащихся о пространственном расположении
{вверх — вниз, вперед — назад и т. п.) частей конструкций. Совместное с
учащимися

выполнение

одноименных

построек

из

различного

конструктивного материала (крупный и мелкий строительный материал,
мозаика, разрезные картинки, сборно-разборные игрушки).
Совместные с учащимися игры на формирование у них умений
анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей
предмета.
Игры
игрушками

со

строительными

(сборно-разборными,

материалами
мозаикой,

и

дидактическими

палочками).

При

конструировании совместных построек (по подражанию или по образцу) из
трех-четырех элементов полифункционального мягкого модульного материала
или

деревянного

(пластмассового)

строительного

набора

учащиеся

побуждаются взаимодействовать друг с другом (уроки в малых группах — 2-3
ученика). Обыгрывание постройки совместно с учащимися, стимулируя при
этом малейшее проявление их самостоятельности.
Знакомство учащихся со способами предварительного анализа образца
(выделение

основных

частей

постройки,

необходимые

строительные

материалы). Совместное с ними выполнение простейших построек (по
образцу) с использованием при этом невербальных и вербальных средств
общения.
19

Конструирование по образцу и по словесной инструкции зна комых
учащимся объектов: одноэтажного и многоэтажного дома, ворот, забора,
мебели для кукол. Включение в конструктивные игры учащихся создание
знакомых построек с незначительным изменением конструкции из нового
для них строительного материала. Совместное с учащимися обыгрывание
построек.
Совместные с учащимися игры со сборно-разборными игрушками, с
разрезными картинками, с вырубными сюжетными картинками (вырублены
три-четыре части круглой, квадратной, треугольной формы).
Складывание разрезных картинок из двух-трех частей по образцу,
иллюстрированных кубиков из четырех частей (в соответствии с изучаемыми
лексическими темами — предметные изображения).
Конструирование вместе с учащимся плоскостного изображения
предметов, геометрических фигур из палочек разного размера (по рисункуобразцу и по словесной инструкции): елка, домик, квадрат и т. п.
В совместных с учащимися играх создание знакомых им объектов из
конструкторов Lego, «Самоделкин-строитель», «Самоделкин-семья» (по
подражанию учителю, а затем по образцу).
Конструирование

с

учащимися

объектов

из

тематических

конструкторов и мозаик.
Количественные представления. Совместные с учащимися действия с
множествами, а также действия присчитывания с использованием объемного
и плоскостного счетного материала.
Игры и упражнения на обозначение общего количества сосчитанных
объектов последним произнесенным числом, сопровождение произнесения
обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах
(упражнения выполняет учитель, а учащийся контролирует: правильно или
неправильно — образец ответа дает учитель).

20

Формирование

у

учащихся

представлений

о

том,

что

любая

совокупность объектов может быть сосчитана. Игровые упражнения,
включающие счет объектов в любом порядке.
Знакомство учащихся с количеством в пределах 15. Число и цифра.
Упражнения на выбор трех предметов (игрушки, картинки и т. п.) из
множества. Показ на пальцах: 1-10. Выкладывание цифр из палочек, веревки,
лепка из пластилина или пата, зарисовка на доске, на бумаге. «Письмо» цифр
1-10 по трафаретам и по точкам. Упражнения в самостоятельном письме
цифр и чисел на грифельной доске, на листе бумаги, в тетради (исходя из
индивидуальных возможностей учащихся).
Упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один, два,
три) с использованием плодов, воды, геометрических фигур, игрушек,
картинок.
Игры с природными материалами: «Игра с корабликами в бассейне
(тазу)», «Игра с уточками в тазу», «Ловля рыбок», «Налей воду в разные
кастрюли», «Насыпь песок в чашки», «Печем куличи» (используются
формочки с изображением геометрических фигур, цифр, предметов разной
величины), «Плавающие листья, цветы, шишки», «Пускаем кораблики в
большом и маленьком озере (тазу)» и др.
Игры с предметами: «Мамин стол», «Накроем кастрюли крышками»,
«Наливаем чай в чашки — заварка и вода», «Пустые и полные кастрюли»,
«Разложим посуду на подносы», «Салфетки для кукол», «Чашки и ложки для
гостей» и др.
Игры и упражнения с водой, которая наливается в разные емкости
(пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины) и выливается из них, —
уточнение и закрепление представлений учащихся об особенностях воды, ее
температурных характеристиках, о значимости воды в жизни животных и
растений, о зависимости формы воды от формы емкости, в которую ее
наливают.
21

Игры с водой с использованием стола-ванны и полистироловых фигур:
«Намочи фигуры и прикрепи их к стене (зеркалу) вот так» (дается
последовательность прикрепления фигур), «Ловим рыбок и прикрепляем их к
стене, чтобы получилась елочка».
Упражнения в развернутом предметном счете: учащийся отодвигает
предмет в сторону, учитель при этом называет число, затем учащийся, не
отодвигая предмет, только прикасается к нему, соотнося свои действия со
счетом учителя.
Игровые упражнения на выделение количества (один, два, три, много)
предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный
мешочек».
Формирование у учащихся умений по словесной инструкции выделять
предметные множества: один предмет, два, три предмета, много
предметов.
Представления

о

форме.

Практические

действия

и

игровые

упражнения на соотнесение плоскостных и пространственных фигур.
Закрепление сформированных у учащихся представлений о форме в процессе
совместной с ними и их самостоятельной деятельности (рисование круга,
квадрата,

треугольника

по

трафаретам,

по

опорным

точкам,

лепка

пространственных тел из пластилина, пата).
Практические

действия

с

Монтессори-материалами,

игровые

упражнения с полифункциональными модульными наборами типа «Радуга»,
«Гномик», «Горка» и др.
Дидактические игры и игровые упражнения на идентификацию
предметов с ориентировкой на форму (по образцу и словесной инструкции),
сравнение их и установление сходства и различия: такой — не такой.
Рисование геометрических фигур на манке, песке (насыпанных на
подносы), на бумаге, на грифельной доске и т. п. (Интеграция с уроками по
предмету «Графика и письмо».)
22

Представления о величине. Совместные с учащимися игры, игровые
упражнения и наблюдения на сопоставление двух объектов по величине
(большой — маленький, длинный — короткий, толстый — тонкий, высокий
— низкий), используя приемы наложения и приложения.
Выполнение учащимися заданий на раскрашивание, штриховку,
обводку по трафаретам изображений различной величины, по опорным точкам
(вместе с учителем и самостоятельно).
Знакомство с пиктограммами «большой», «маленький», «высокий»,
«низкий», «длинный», «короткий» . (Интеграция с уроками по предмету
«Альтернативное чтение».)
Игры с различными игровыми дорожками и игровыми полифункциональными модулями, например, с напольным модулем «Пирамида»:
«Длинная и короткая дорожка из веревки», «Широкая и узкая дорожка из
кирпичиков», «Выложи дорожку из колец от самого большого к самому
маленькому», «Собери пирамиду, начиная с большого кольца» и др.
Практические действия, игры и игровые упражнения на формирование
у учащихся представлений об относительности (транзитивности) величины
(высокий дом далеко — низкий близко).
Пространственные представления. Практические действия, игры и
игровые упражнения на перемещение и ориентировку в пространстве.
Стимулирование детей к использованию вербальных и невербальных средств
для

передачи

пространственных отношений. Активное использование

конструктивных игр, игр с полифункциональным оборудованием.
Игры с логическими блоками Дьенеша: раскладывание фигур в
соответствующих по цвету кругах, выкладывание из них дорожки (по цвету)
и т. п.
Временные представления. Совместные с учащимися наблюдения за
погодными явлениями. Выделение контрастных времен года по их наиболее
характерным признакам. Называние времен года. Изображение погодных
23

явлений, людей и животных (в разное время суток) с помощью мимики и
пантомимики.
Игровые упражнения, рассматривание иллюстраций, изображающих
солнце и луну, соотнесение их с частями суток — день и ночь.
Занятия в темной сенсорной комнате (см. выше).
Знакомство с пиктограммами «зима», «лето». (Интеграция с уроками по
предмету «Альтернативное чтение».)
Материал

предмета

«Математические

представления»

представлен

следующими содержательными линиями:
Педагогические
средства,
№

Содержательная

п/п линия

Коррекционно - развивающие технологии
задачи

решения
коррекционных
задач

Нахождение

одинаковых Ведущий принцип

предметов.

Разъединение построения уроков

множеств.

Объединение –

предметов
множество.

в

единое коммуникативный.
Различение Для

развития

множеств («один», «много», регулирующей
1

и

Количественные

«мало», «пусто»). Сравнение исполнительской

представления

множеств (без пересчета, с функции
пересчетом).

речи

Преобразование ведётся работа по

множеств

(увеличение формированию

множества,

уменьшение отработке

множества,

уравнивание предварительного

множеств). Представление о замысла
числовой последовательности. реализации

и

и

его
с
24

Пересчет

предметов. помощью

Узнавание цифр. Соотнесение символических
цифры

с

количеством средств:

предметов. Написание цифры. пиктограмм,
Представление

множества карточек

со

двумя другими множествами. словами.
Решение задач на увеличение
на несколько единиц. Решение
задач

на

уменьшение

несколько

на

единиц.

Выполнение арифметических
действий

на

Представление

счетах.

о

денежном

знаке. Размен денег.
Различение
некруглых
тел.

круглых

и

геометрических

Различение

некруглых

геометрических
Соотнесение
тел

2

Представления
форме

о

с

тел.

геометрических

названием

«куб»).

(«шар»,

Соотнесение

геометрического

тела

с

геометрической фигурой (куб
–

квадрат,

шар

Соотнесение

–

круг).

предмета

с

геометрическим

телом,

геометрической

фигурой.

Рисование

геометрической

фигуры

(«треугольник»,
25

«квадрат»,

«прямоугольник»,

«круг»).
Различение

по

однородных

и

величине
разнородных

предметов.

Сравнение

предметов

по

Составление

упорядоченного

ряда

убыванию,

(по

величине.
по

возрастанию). Различение по
длине

однородных

разнородных
3

Представление

о Сравнение

величине

и

предметов.
предметов

по

длине. Различение по ширине
однородных

и

разнородных

предметов.

Сравнение

предметов

по

ширине.

Различение

предметов

по

высоте. Сравнение предметов
по

высоте.

Различение

предметов по весу. Сравнение
предметов по весу. Измерение
с помощью мерки.
Пространственные
представления

4

Пространственные
представления

перед,

зад,

(верх,
право,

низ,
лево).

Определение
месторасположения предметов
в

пространстве

(«близко»,

«около», «рядом», «далеко»,
26

«сверху», «снизу», «спереди»,
«сзади», «справа», «слева»).
Перемещение в пространстве в
заданном

направлении

(«вверх»,

«вниз»,

«вперёд»,

«назад», «вправо», «влево»).
Ориентация
(«верх»,

на

плоскости

«низ»,

«правая

«середина»,

сторона»,

сторона»).

«левая

Составление

предмета из двух и нескольких
частей. Составление картинки
из

нескольких

Составление

частей.

ряда

предметов,

из

изображений.

Определение
месторасположения предметов
в ряду
Различение
(«утро»,

частей
«день»,

суток
«вечер»,

«ночь»). Соотнесение действия
с
5

временным

промежутком

Временные

(«сейчас», «вчера», «сегодня»,

представления

«завтра»).

Составление

последовательности событий.
Соотнесение
началом

времени
и

с

концом

деятельности.
7.

Учебно-методическое

и

материально-техническое

обеспечение

процесса
27

Учебно - методическое обеспечение
1. Алышева Т.В.Математика. Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. В 2 ч.

2-е

изд./Т.В.Алышева.- М.: Просвещение, 2011.
2. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс.Пособие для
учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 1 класс. В 2 ч. /Т.В.Алышева.- М.: Просвещение, 2010.
3. Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с
тяжелыми и множественными нарушениями развития: программнометодические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.:
Просвещение, 2007.
4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
5. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург.
: Речь, 2004г. -354 с.
6. Шипицина Л.М. «Необучаемый»

ребенок в семье и обществе».

Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь»,
2005 год.
7. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
8. Программы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 класс/ [ А. А.
Айдаберкова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.] – 8- ое изд. - М.;
Просвещение, 2013
Дидактические материалы в виде:
А) предметы различной формы, величины, цвета, счетного материала:
1. Касса счетных материалов «Учись считать» - 4 набора
2. Касса «Мои покупки» в наборе с продуктами и аксессуарами
3. Кассы цифр
28

4. Математические яица- (18шт.в комплекте)
5. Набор денежных знаков раздаточный – 1 набор
6. Набор фигур для плоскостного конструирования – 1 набор
Б) таблицы на печатной основе:
1. Комплект таблиц для демонстрации техники письма на линейках и в
клетках:
- демонстрационные таблицы – 2 шт
- маркеры разных цветов (синий, красный)- по 1 шт
- магниты – 4 шт.
2. Комплект наглядных пособий «Изучение чисел I и II десятка»- 1
комплект
3. Учебно-игровой комплекс на магнитах «В городе чисел»- 1 набор
В) программные обеспечения для персонального компьютера, с помощью
которого выполняются упражнения по формированию вычислительных
навыков, калькуляторов и другие средства;
Г)

демонстрационный материал — измерительные инструменты и

приспособления:
1. линейки
2. циркули
3. наборы угольников
4. метр
Д) видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения,
аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики;
Е) настольные развивающие игры:
1. Волшебный комодик – 1 набор
2. Развивающая игра «Календарь с часами» - 6 шт
3. Тактильные цифры – 1 набор и др.
Компьютерное и мультимедийное оборудование
1. Интерактивная панель
2. МФУ
29

3. Ноутбук
Интернет

ресурсы:

http://www.uchportal.ru/,

http://nsportal.ru/,
http://pedsovet.su/,

http://infourok.ru/,
http://www.proshkolu.ru/,

http://www.myshared.ru/, http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/, http://www.it-n.ru/

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».