2
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодежной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Курмышская
средняя школа
Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
от 21.08.2023г. № 77 О.Д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительная деятельность»
4 класс (Вариант II)
С Курмыш 2023г
3
Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительная деятельность» составлена в
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умеренной,
тяжелой
(интеллектуальными
и
глубокой
нарушениями),
умственной
тяжелыми
и
отсталостью
множественными
нарушениями (вариант 2).
Нормативными документами для составления рабочей программы
являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об
образовании в Российской Федерации"
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19
декабря 2014 г. № 1599)
Федеральный перечень учебников;
АООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
УМК:
1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс : учеб. для
общеобразоват.
организаций,
реализующих
адапт.
основные
общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М. :
Просвещение, 2018;
2. Рау М.Ю. Изобразительное искусство. 1 класс : учеб. для
общеобразоват.
организаций,
реализующих
адапт.
основные
4
общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М. :
Просвещение, 2018.
Программа, по которой работает учитель: Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под
ред. И. М. Бгажноковой - М., «Просвещение», 2011
Срок реализации программы – 2022-2023 уч. год
2.Общая характеристика учебного предмета
Целью
обучения
изобразительной
деятельности
является
формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами.
В процессе обучения детей изобразительной деятельности на этом этапе
решаются следующие задачи:
продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности и
потребность рисовать в свободное время;
совершенствовать приемы работы с карандашами, фломастерами,
кистью;
продолжать
учить
рисовать
округлые,
прямые,
наклонные,
вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и
разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных
линий;
продолжать учить рисовать основные геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник) по точкам, шаблонам и
самостоятельно;
закреплять в процессе изобразительной деятельности представления
об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и
черный;
познакомить с цветосмешением;
5
продолжать формировать пространственные представления: ближе,
дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, правый, левый,
середина;
учить
выполнять
сюжетные
рисунки,
используя
трафареты,
шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания
отдельных элементов рисунка;
продолжать
учить
выполнять
предметную
и
тематическую
аппликацию из готовых и самостоятельно вырезанных элементов;
продолжать учить выполнению рваной аппликации;
закреплять приемы декоративного рисования с использованием
основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов,
мазков, точек;
продолжать
учить
в
процессе
декоративного
рисования
использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;
продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя
тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;
учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать,
разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски,
раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);
учить рассматривать собственные и чужие работы, узнавать
изображенные предметы, называть их;
продолжать формировать умение работать вместе с другими детьми в
процессе выполнения коллективных работ.
Педагогическая
деятельность
основывается
на
следующих
принципах:
6
Принцип системности коррекционно-развивающих задач. Не только
коррекция отклонений и их предупреждение, но и создание условий
для реализации.
возможностей учащихся (Нужно учитывать, что личность развивается
разносторонне и неравномерно). 2. Принцип единства диагностики и
коррекции. Коррекционно-развивающее обучение требует знания
данных об учащихся и контроля динамики коррекции.
Принцип учета возрастных и психологических особенностей. Путь
развития каждого ребенка индивидуален. В пределах возраста можно
наметит и программу оптимизации развития ребенка с нарушениями
интеллекта, с несформированной эмоционально-волевой сферой.
Деятельностный принцип коррекции. Исходным моментом для
достижения
положительного
результата
является
организация
методов
и
активной деятельности учащихся.
Принцип
комплексного
использования
приемов
коррекционно-педагогической деятельности. Способы и средства,
методы и приемы должны логически и последовательно применяться в
совокупности.
Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Для решения этих задач программой предусмотрены следующие виды
занятий: лепка, аппликация, рисование.
Лепка:- учить различать пластичные материалы и их свойства - учить
разминать пластилин, тесто, глину, раскатывать тесто, глину, учить отрывать
кусочек материала от целого куска, откручивать кусочек материала от целого
куска, отщипывать кусочек материала от целого куска - учить размазывать
пластилин (по шаблону, внутри контура), катать колбаски (на доске, в руках),
шарик (на доске, в руках) -учить сгибать колбаску в кольцо, закручивать
колбаски в жгутик, переплетать колбаски расплющивать материал (на доске,
между ладонями, между пальцами) - учить скручивать колбаски, лепешки,
7
полоски, защипывать края детали, соединять детали изделия разными
способами.
Аппликация: - учить различать разные виды бумаги среди других
материалов - учить сминать бумагу, разрывать бумагу заданной формы,
размера - учить сгибать лист бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали),
скручивать лист бумаги - учить намазывать поверхности клеем (всей
поверхности, части поверхности)
Рисование:- учить различать материалы и инструменты, используемые
для рисования - учить оставлять графический след на бумаге, доске - учить
рисовать
карандашом,
фломастерами,
красками,
учить
соблюдать
последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в
баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску,
снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить
кисть в воду и т.д.), учить различать основные цвета - учить рисовать точки,
линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), соединять точек.
Коррекционная направленность:
развивать мелкую моторику пальцев рук
развивать память, внимание, мышление
создавать положительный эмоциональный настрой на совместную
работу.
В процессе обучения изобразительной деятельности учащихся с
умеренной,
тяжелой
(интеллектуальными
и
глубокой
нарушениями),
умственной
тяжелыми
и
отсталостью
множественными
нарушениями развития целесообразно использовать следующие методы и
приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в
основном на начальном этапе обучения и при изучении нового
содержания);
действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного
рисования;
8
действия с контурными изображениями, использование приемов
наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного
образа изображаемого предмета;
выполнение
изображений
по
натуре
после
предварительного
тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ
по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально
подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с
последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы,
предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего
изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения,
свойств и качеств для последующего более точного изображения на
уроках рисования;
использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков (основы
математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических
занятий и др.).
Программой не предусмотрено проведение контрольных работ.
Промежуточная аттестация проводится в форме практической работы.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с
учащимся, имеющим тяжелые и множественные нарушения развития. Вместе
с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у
учащегося воспитывается эмоциональное отношение к миру, развивается
восприятие, воображение, память, зрительно-двигательная координация.
Включение изобразительной деятельности в программу обучения с
умеренной,
тяжелой
(интеллектуальными
и
глубокой
нарушениями),
умственной
тяжелыми
и
отсталостью
множественными
9
нарушениями развития продиктовано не только традиционным подходом к
вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью
таких учащихся в разнообразные виды доступной деятельности.
Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и
трудовая,
обладает
большими
развивающими
и
коррекционными
возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции
в процессе обучения учащихся с выраженной умственной отсталостью может
обеспечить
развитие
их
сенсомоторной
сферы,
мелкой
моторики,
координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации,
восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе
обучения учащихся
отсталостью
с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития изобразительной деятельности на
первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько
коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку с
умеренной,
тяжелой
(интеллектуальными
и
глубокой
нарушениями),
умственной
тяжелыми
и
отсталостью
множественными
нарушениями развития обладают ограниченными возможностями овладения
как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими
умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем,
имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при
несоответствующих
педагогических
условиях
воспитания
в
предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью
не овладевают навыками изобразительной деятельности.
Актуальность занятий по аппликации, лепке, рисованию в том, что
ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами,
проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить
выбор
изобразительных
средств.
Многообразие
используемых
в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в
10
эти виды деятельности всех без исключения детей. Используемые техники
делают работы детей выразительнее, богаче по содержанию.
Занятия по изобразительной деятельности способствуют коррекции
имеющихся недостатков общего, речевого развития и нравственного
воспитания учащихся с интеллектуальными нарушениями. Изобразительная
деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает
большими
развивающими
и
коррекционными
возможностями.
Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе
обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить
развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений
обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений
об окружающем мире. Уроки по данному учебному предмету оказывают
существенное
воздействие
на
интеллектуальную,
эмоциональную
и
двигательную сферы, способствуют формированию личности учащегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), воспитанию у
него положительных навыков и привычек
Для развития осмысленной деятельности учащихся проводится
систематическая
работа
по
формированию
самостоятельности
при
выполнении заданий. Только при этом условии умственно отсталые
учащиеся могут перейти на уровень сюжетного и тематического рисования,
лепки и аппликации, выполнения заданий по собственному замыслу и
оказываются в состоянии самостоятельно передавать целостное изображение
со всеми его свойствами. Большое внимание уделяется развитию у детей
способности отражать собственный изобразительный опыт в слове, т.е.
рассказывать о том, что они нарисовали, слепили, наклеили, передать хотя
бы в нескольких простых фразах, предложениях содержание изображения.
Не менее важно научить каждого ребенка элементарному планированию
предстоящей деятельности - сначала с помощью воспитателя, а затем
самостоятельно. Словесное планирование имеет большое значение для
формирования у детей собственного изобразительного замысла, для
11
определения задач изображения, способствует более целенаправленному
проведению заключительного этапа занятия, когда происходит оценка
выполненных изображений.
Узловым моментом в организации образовательной деятельности на
занятиях
является
личностно-центрированная
парадигма
деятельности
учащихся и взрослых. Работа в данной парадигме позволяет каждому
учащемуся с умеренной умственной отсталостью найти в своей душе отклик
на различные средства эстетического воздействия, выразить собственные
эстетические предпочтения и возможности, реализовать практические
умения в ситуации перманентного успеха. Эмоциональная включенность
учащегося с умеренной умственной отсталостью в процесс эстетического
воспитания является непременным условием эффективной реализации всех
задач, заложенных в программе и обеспечивающих амплификацию детского
развития.
Особенности психофизического развития учащихся с умеренной,
тяжелой
и
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
затрудняют их вхождение в социум. В процессе работы у учащихся с
умеренной,
тяжелой
(интеллектуальными
нарушениями
глубокой
нарушениями),
развития
доброжелательность,
и
формируются
взаимопомощи,
умственной
тяжелыми
и
правильные
сопричастности
отсталостью
множественными
навыки
к
общения:
успехам
или
неуспеху товарища.
Во
время
занятий
изобразительной
деятельностью
необходимо
вызывать у учащегося с умеренной умственной отсталостью положительную
эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления,
развивать
самостоятельность.
Учащийся
обучается
уважительному отношению к своим работам, работам одноклассников. В
процессе работы у учащихся формируются правильные навыки общения:
12
доброжелательность,
взаимопомощи,
сопричастности
к
успехам
или
неуспеху товарища.
Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку,
аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех
уроков. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся
могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В
зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или
увеличивать темп прохождения материала.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане:
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» входит в
образовательную область искусство
Количество часов в неделю по учебному плану: 3
Общее количество часов в соответствии с программой: 99 ч
I четв.- 25 ч
II четв- 23 ч.
III четв.- 28 ч.
IV четв.- 23 ч.
4. Планируемые (предполагаемые) результаты усвоения учебного
предмета
Личностные:
принимать предлагаемую помощь;
выполнять элементарные действия при помощи со стороны учителя;
определять состояние своего здоровья;
проявлять собственные чувства;
проявлять уважение к людям старшего возраста;
проявлять собственные чувства;
выполнять элементарные действия при помощи со стороны учителя.
Возможные предметные результаты:
Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки,
проводить
от
руки
вертикальные,
горизонтальные,
наклонные,
округлые (замкнутые) линии;
13
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры
рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо,
наискось);
Различать и называть цвета;
Закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры рисунка;
Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
объединять предметы по признаку формы;
Создавать декоративные рисунки по образцу;
Размещать
элементы
рисунка
на
листе
бумаги,
передавая
пространственные и величинные отношения несложных предметов
(наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький);
Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов,
животных, растений, известных детям из ближайшего окружения,
сравнивать их между собой;
Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
Понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по
форме и цвету);
Пользоваться трафаретами;
Участвовать в выполнении коллективных изображений.
Сформированность
базовых
учебных
действий
(Программа
формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на
развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной
основной образовательной программой общего образования для обучающихся
с умственной отсталостью (вариант 2)
Группа БУД
Учебные действия и умения.
14
- входить и выходить из учебного помещения со
звонком;
1.
Подготовка
ребенка
к
нахождению
и
обучению в среде
сверстников,
к
эмоциональному,
учебного
помещения),
пользоваться
учебной
мебелью;
-
адекватно
использовать
ритуалы
школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
коммуникативному
взаимодействию
- ориентироваться в пространстве класса (зала,
с
группой
обучающихся.
- принимать цели и произвольно включаться в
деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем
темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс,
другие необходимые помещения.
- направленность взгляда (на говорящего взрослого,
2.
Формирование на задание):
учебного
- умение выполнять инструкции педагога:
поведения:
- использование по назначению учебных материалов:
-
умение выполнять действия по образцу и по
подражанию:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на
3.
Формирование
умения
задание:
выполнять
выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
-
при
организующей,
направляющей
помощи
способен выполнить посильное задание от начала до
конца.
3) с заданными качественными параметрами:
15
- ориентируется в качественных параметрах задания
4.
Формирование
умения
самостоятельно
переходить
одного
от
задания
(операции,
действия) к другому
в
соответствии
расписанием
с
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с
помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности
(словесный
или
наглядный
план)
с
помощью
педагога.
занятий,
алгоритмом
действия и т.д.
5. Критерии
и
нормы
оценки
знаний, умений и навыков
обучающихся.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной,
тяжелой
и
глубокой
множественными
умственной
нарушениями
в
отсталостью,
развитии)
по
с
тяжелыми
учебному
и
предмету
«Изобразительная деятельность» проводится на основании выявленных у
обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми
личностными и предметными результатами освоения АООП.
Описание процедуры промежуточной и итоговой аттестации
Процедура промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
проводится учителем класса в режиме текущего урока. В групповом виде
работы – учитель контролирует самостоятельность обучающихся при
выполнении каждого задания, при необходимости оказывает помощь,
показывая образец действия, или совместными действиями.
В индивидуальном виде работы – учитель при необходимости помогает
выполнять предметно-практическое действие.
Промежуточная аттестация
16
Задание 1. «Наряжаем елочку» (скатывание, надавливание пластилина
на готовый рисунок)
Цель: выявить умение применять различные приемы работы с
пластилином.
Оборудование:
пластилин,
рисунок
елки,
влажные
салфетки,
презентация к уроку: «Наряжаем елочку».
Ход задания: Учитель показывает обучающимся готовый образец
изображения елки с приплюснутыми на нем шариками из пластилина.
Предлагает ученикам самостоятельно сделать такую же елочку. При
необходимости, оказывает индивидуальную помощь (показ действия и
совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с пластилином
1 группа
2 группа
3 группа
1. Кладет перед собой
1. Кладет перед собой
1. Берет из рук учителя
рисунок ёлки.
рисунок ёлки.
готовые кусочки
2. Отщипывая от яркого
2. Отщипывая от яркого
пластилина (или
цвета пластилина
цвета пластилина
удерживать в руке).
небольшие кусочки,
небольшие кусочки,
2. Совместными
скатывает маленькие
скатывает маленькие
действиями кладет
шарики (игрушки на
шарики (игрушки на
кусочек пластилина на
елку).
елку).
обозначенное на
3. Прижимает
3. Прижимает
рисунке место (по
пальчиком шарик
пальчиком шарик
возможности,
(игрушку) на рисунок
(игрушку) на елки.
прижимает его или
елки.
размазывает по
рисунку).
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
17
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания: _____баллов
Задание 2. «Елочка нарядная» (пальчиковое рисование)
Цель: выявить умения рисовать пальчиком - окунать в краску кончики
пальцев и ставить на бумаге отпечатки (одно- и двуцветные)
Оборудование: баночки с гуашью, рисунок елочки, влажные салфетки,
образец работы
Ход
задания:
Учитель
показывает
обучающимся
готовый
образец
изображения елки с нарисованными на ней «игрушками» отпечатками
пальчиков краской. Предлагает ученикам самостоятельно нарисовать такие
же «игрушки» на елочке. При необходимости, оказывает индивидуальную
помощь (показ действия и совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с палочками
1 группа
2 группа
3 группа
1. Кладет перед собой
1. Кладет перед собой
1. Совместными
рисунок ёлки.
рисунок ёлки.
действиями обмакивает
2. Обмакивает кончик
2. Обмакивает кончик
кончик пальца в краске
пальца в заданный цвет
пальца в краску и
и наносит отпечаток на
краски и наносит
наносит отпечаток на
бумагу (или
отпечаток на рисунок
рисунок елки (игрушки
размазывает по бумаге).
елки (игрушки на елку).
на елку).
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания: ____баллов
Протокол оценки по 2 заданиям:
18
№
1
наименование
Задание
1.
оценка
«Наряжаем
елочку»
(скатывание, надавливание пластилина на
готовый рисунок)
2
Задание 2. «Елочка нарядная» (пальчиковое
рисование)
Итого за 2 задания
Сумма баллов
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
2-3 балла – программный материал не усвоен.
4-6 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.
7-8 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
Итоговая аттестация:
Задание 1. «Радуга - дуга» (работа с пластилином).
Цель: выявить умения выполнять простые действия с пластилином.
Оборудование: раскраска «Радуга» на картоне, пластилин, влажные
салфетки, образец работы.
Ход задания: Учитель показывает обучающимся готовый образец
изображения радуги из приплюснутых дуг пластилина. Предлагает ученикам
самостоятельно сделать такую же радугу. При необходимости оказывает
индивидуальную помощь (показ действия и совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с пластилином
1 группа
2 группа
3 группа
1. Кладет перед собой
1. Кладет перед собой
1. Берет из рук учителя
раскраску радуги.
раскраску радуги.
готовые кусочки
2. Отщипывая от
2. Отщипывая от
пластилина (или
заданного цвета
заданного цвета
удерживать в руке).
пластилина небольшие
пластилина небольшие
2. Совместными
19
кусочки, скатывает
кусочки, скатывает
действиями кладет
маленькие шарики.
маленькие шарики.
кусочек пластилина на
3. Прижимает
3. Прижимает
обозначенное на
пальчиком шарик на
пальчиком шарик на
рисунке место (по
заданном участке
заданном участке
возможности,
раскраски, размазывает
раскраски, размазывает
прижимает его или
пластилин, не выходя за пластилин, не выходя за размазывает по
контур.
контур.
рисунку).
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 1 задания:___баллов
Задание 2. «Река» (аппликация)
Цель: выявить умение выполнять поделку с клеем и бумагой, умение
работать по образцу, умение ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование: образец изображения - "Река», готовые полоски (3 шт.)
бумаги голубого цвета (для каждого обучающегося), клей - карандаш, чистый
лист бумаги (по количеству детей).
Ход задания: Учитель показывает (вывешивает на доску или на
мольберт) готовый образец аппликации. Предлагает ученикам рассмотреть
аппликацию, обращает внимание на количество полосок и их расположение
на листе бумаги; далее - самостоятельно сделать такую же. При
необходимости, оказывает индивидуальную помощь (показ действия и
совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с пластилином
1 группа
2 группа
3 группа
20
1. Кладет перед собой
1. Кладет перед собой
1. Кладет перед собой
чистый лист бумаги.
чистый лист бумаги.
чистый лист бумаги.
2. Намазывает клеем
2. Намазывает клеем
2. Намазывает клеем
место приклеивания
место приклеивания
место приклеивания
полосок голубой
полосок голубой
полосок голубой
бумаги.
бумаги.
бумаги.
3.Выполняет поделку
3.Выполняет поделку
3.Выполняет поделку
(приклеивает полоски).
(приклеивает полоски).
(приклеивает полоски).
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 2 задания:_____баллов
Задание 3.«Одуванчики» (рисование методом тычка)
Цель: выявить умения:
-выполнять предметно-орудийные действия при работе с гуашью,
- действовать по образцу,
- ориентироваться на листе бумаги.
Оборудование:
образец
рисунка
"Одуванчик",
лист
бумаги
с
нарисованным стеблем одуванчика (по количеству детей), гуашь, жесткая
кисть.
Ход задания: Учитель показывает (вывешивает на доску или на
мольберт) готовый образец рисунка. Предлагает ученикам рассмотреть
изображение, обращает внимание на стебель, тычинки, расположение
рисунка на листе бумаги; далее просит самостоятельно изобразить на стебле
тычинки. При необходимости, оказывает индивидуальную помощь (показ
действия и совместные действия).
Задание дифференцировано для детей каждой группы.
Действия, которые необходимо оценить в процессе работы с пластилином
21
1 группа
2 группа
3 группа
1. Кладет перед собой
1. Кладет перед собой
1. Методом тычка
альбомный лист с
альбомный лист с
выполняет изображение
нарисованным стеблем.
нарисованным стеблем.
тычинок, удерживая
2. Обмакивает кисть в
2. Обмакивает кисть в
кисть вертикально.
гуашь, методом тычка
гуашь, методом тычка
выполняет изображение
выполняет изображение
тычинок, удерживая
тычинок, удерживая
кисть вертикально.
кисть вертикально.
3. Повторяет действия
3. Повторяет действия
методом тычка
методом тычка
несколько раз.
несколько раз.
Критерии: 1 балл – не выполнил
2 балла – выполнил с помощью взрослого
3 балла – выполнил самостоятельно после оказания помощи
4 балла – выполнил самостоятельно
Результат 3 задания:______баллов
Протокол оценки по 3 заданиям:
№
наименование
1
Задание 1 «Радуга - дуга» (работа с
оценка
пластилином).
2
Задание 2 «Река» (аппликация)
3.
Задание 3 «Одуванчик» (работа методом
тычка)
Итого за 3 задания
СУММА БАЛЛОВ
Оценка промежуточных достижений, обучающихся:
4-6 баллов – программный материал не усвоен.
7-9 баллов – программный материал усвоен на минимальном уровне.
10-12 баллов – программный материал усвоен на достаточном уровне.
22
6. Содержание учебного предмета
Лепка
Аппликация из пластилина «Яблоко». Аппликация из пластилина «Груша».
Аппликация из столбиков пластилина «Домик». Аппликация из столбиков
пластилина «Ёлочка». Лепка «Помидор». Лепка «Огурец». Лепка «Морковь».
Лепка из пластилина геометрических фигур. Лепка из пластилина «Домик».
Лепка из пластилина «Пирамидка». Лепка грибов. Изготовление ёлочной
игрушки из соленого теста. Изготовление ёлочной игрушки из соленого теста
«Сапожок». Лепка из соленого теста «Снеговик». Изготовление ёлочной
игрушки из соленого теста «Снеговик». Лепка из соленого теста «Бабочка».
Лепка из соленого теста фруктов. Аппликация из пластилина «Дом». Лепка
из пластилина веточки сирени. Лепка из пластилина «Вишенки». Лепка из
пластилина «Конфеты». Лепка из шариков пластилина «Мяч». Лепка из
шариков пластилина «Мухомор». Лепка из шариков пластилина «Зонт».
Лепка из соленого теста цифр. Лепка из соленого теста цифр. Лепка из
соленого теста букв. Лепка из соленого теста «Солнышко».
Лепка из соленого теста «Я пеку, пеку, пеку». Аппликация из пластилина
«Улитка». Аппликация из пластилина «Чашка». Аппликация из пластилина
«Чайник». Аппликация из пластилина «Ваза». Аппликация из пластилина
«Светофор». Аппликация из пластилина «Цыпленок».
Аппликация
Аппликация из засушенных листьев «Лист большой, лист маленький».
Аппликация из засушенных листьев "Бабочка". Аппликация из засушенных
листьев «Осеннее дерево». Аппликация из засушенных листьев «Осенний
вальс цветов». Аппликация из засушенных листьев «Птица с птенцами».
Аппликация из засушенных листьев «Мышка и мышонок». Аппликация из
оборванных
цветных
кусочков
«Осеннее
дерево».
Аппликация
из
треугольников «Кораблик». Аппликация «Снеговик». Рисование по точкам
«Рыбка в аквариуме». Аппликация «Пингвин». Изготовление бумажного
23
фонарика. Изготовление флажков. Аппликация «Многоэтажный дом».
Изготовление цветка из полос цветной бумаги.
Аппликация
«Грибы».
Аппликация
Изготовление закладки.
«Колокольчик».
Аппликация
«Цыплёнок». Аппликация из полос цветной бумаги «Рыбка». Аппликация из
геометрических фигур «Паровоз». Аппликация из геометрических фигур
«Ракета». Аппликация из геометрических фигур «Цыплёнок». Аппликация
«Верба».
Рисование
Рисование по шаблону «Осенний листопад». Рисование по пунктирным
линиям «Шары и флажки». Рисование. «Линия. Точка. Пятно». Рисование по
шаблонам геометрических фигур. Рисование по шаблонам «Домик».
Рисование по шаблонам «Кораблик». Рисование «Радуга». Рисование.
«Радуга. Дерево. Трава». Рисование «Солнце на небе. Травка на земле.
Забор». Рисование по трафарету фруктов. Рисование по трафарету овощей.
Рисование разных по величине кругов. Рисование разных по величине
квадратов. Рисование разных по величине треугольников. Рисование
предметов круглой и овальной формы. Рисование предметов из 2-3 простых
форм. Рисование «Забор». Рисование «Море». Рисование по штрихам «Кукла
неваляшка».
Рисование «Ель». Раскрашивание готового геометрического орнамента в
квадрате. Рисование узора в полосе из треугольников. Рисование узора в
полосе из кругов. Рисование «Дом в деревне». Рисование «Светит солнце.
Бежит
ручей.
Плывет
кораблик».
Рисование
ватными
палочками
«Цыпленок». Рисование ватными палочками «Цветок». Рисование по
опорным точкам «Скворечник». Рисование «Подсолнух». Рисование по
точкам «Ягода». Рисование по точкам «Моя любимая чашка». Рисование по
точкам «Чайник». Рисование по точкам «Колобок на пеньке». Рисунок по
точкам «Бабочка на поляне».
24
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности
№
Наименование
Всего
Характеристика
видов
п/п
разделов и тем
часов
деятельности учащихся
учебной
Различать разные виды бумаги: цветная
1
бумага, картон, салфетка, альбом и др.
Различать
приспособления,
изготовления
Аппликация
37
инструменты
и
используемые
для
аппликации.
Сминать
бумагу.
Отрывать
бумагу
формы
(размера).
Скручивать
бумаги.
Намазывать
поверхность
всю
клеем.
изображения
деталей.
заданной
объекта
лист
(часть)
Собирать
из
Конструировать
нескольких
объект
из
бумаги: заготавливать отдельные детали,
соединять детали между собой
Узнавать
2
(различать)
инструменты,
рисования.
материалы
используемые
Выбирать
цвет
и
для
для
рисования. Рисовать точки. Рисовать
вертикальные
Рисование
28
(горизонтальные,
наклонные) линии. Соединять точки.
Рисовать контур предмета по контурным
линиям
(по
трафарету,
опорным
по
шаблону,
по
представлению).
Рисовать
с
использованием
нетрадиционных
техник:
по
точкам,
«рисование
ладошками,
25
пальцами».
3
Лепка
Узнавать (различать) инструменты и
34
приспособления
для
работы
с
пластичными материалами. Разминать
пластилин. Отрывать кусочки материала
от целого куска. Откручивать кусочки
материала от целого куска. Отщипывать
кусочки материала от целого куска.
Отрезать
кусочки
материала
стекой.
Размазывать пластилина по шаблону
(внутри контура). Катание колбаски на
доске (в руках). Расплющивать материал
на
доске
(между
пальцами).
ладонями,
Скручивать
между
колбаски
(лепешки, полоски). Защипывать край
детали.
Соединять
детали
прижатием
изделия
(примазыванием,
прищипыванием). Лепить предмет из
одной
(нескольких)
частей.
Лепить
предметы
Всего
99
7. Описание
материально-технического
обеспечения
образовательной деятельности:
Список используемой литературы:
1. Грошенков И.А. Уроки рисования в 1 – 4 классах специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждениях.
Москва
«Просвещение», 2009г
2. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс : учеб. для
общеобразоват.
организаций,
реализующих
адапт.
основные
общеобразоват. программы / Л.А. Кузнецова. – 2-е изд. – М. :
26
3. Рау М.Ю., Овчинникова М.А. и др. Изобразительное искусство.
Методические рекомендации.1-4 классы Учебное пособие для
общеобразовательных организации, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. 1-4 классы\ М.Ю. Рау,
Т.А.Соловьева- М.: Просвещение, 2016.
4. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г
5. Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под ред. И. М. Бгажноковой М., «Просвещение», 2011
6. Петрова В.Г. Обучение учащихся в 1-4 классах коррекционных
учреждений/ В. Г. Петрова М, « Просвещение», 2009г
Материально-техническое обеспечение
1. Раскраска в загадках и стихах. Времена года.
2. Раскраски: грибы, дикие животные, овощи.
3. Альбомы для рисования.
4. Краски, соленое тесто, глина
5. Кисточки.
6. Баночки под воду.
7. Скалка, стека идр.
8. Сюжетные картинки.
9. Цветные карандаши.
10.Набор восковых овощей и фруктов.
11.Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,
объекты-заместители).
12.Раздаточный материал: разрезные карточки, лото, счетные палочки,
раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.
13.Демонстрационные пособия:
наборное полотно, набор цифр, образцы письменных цифр;
27
таблицы к основным разделам предметного материала;
наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой,
определенной в программе по математике, счетный материал;
набор геометрических фигур в соответствии с программой по
математике;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки,
схемы, таблицы);
измерительные приборы.
Компьютерное и мультимедийное оборудование
1. Интерактивная панель
2. МФУ
3. Ноутбук
28